Апрель 24, 2024

Тел: 0-800-504-381

ХОСПИСЫ. ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ ДО КОНЦА

"Я умираю счастливой"… книга с таким названием в своё время совершила прорыв в отношении общества к безнадёжно больным людям. Она принадлежит перу известного английского журналиста Виктора Зорза. В 1971 году его дочь Джейн заболела меланомой и через год, в 26 лет, умерла в хосписе. В её память Виктор Зорза организовал несколько десятков хосписов в Советском Союзе и Индии и написал книгу о жизни своей дочери в лондонском хосписе. Именно из неё люди в бывшем СССР, да и многих других странах, узнали о хосписах – специальных учреждениях, предназначенных для тех, от кого отказалась медицина.

Что такое хоспис? Попросту говоря – это место, где к умирающим людям относятся по-человечески, где вся система ухода и содержания поставлена с учётом их потребностей. Традиция подобных заведений восходит к средневековым монастырским приютам, где уход за безнадёжно больными людьми являлся частью монашеского служения. Первый настоящий хоспис появился в Лионе в 1842 году, вскоре хосписы появились и в других городах Франции, а атем и в Ирландии. К началу ХХ века открылось несколько хосписов в Лондоне.

Именно в лондонском хосписе святого Луки больные с неизлечимыми стадиями рака стали по первому требованию получать обезболивающие препараты. И там же была впервые сформулирована основная задача хосписа – облегчать не только физические, но и душевные муки больных.

Следующим шагом на пути создания хосписа современного типа стала вышедшая  в 1935 году книга А. Ворчестера «Уход за больными и умирающими», фактически положившая начало паллиативной медицине. Слово «паллиатив» означает «полумера», а паллиативная медицина – система мер по облегчению симптомов болезни и уменьшению страданий пациента. С точки зрения здравого смысла, если уж медицина не в состоянии вылечить больного, то она, по крайней мере, обязана избавить его от мучений.

Мы не можем относиться к смерти лишь как к недоработке медицины. Это естественная заключительная фаза человеческой жизни, которая раньше или позже, но непременно наступит. Паллиативная медицина рассматривает смерть как нормальный процесс, который не следует ни ускорять, ни замедлять. Её задача скромна, но гуманна – облегчить боль и другие беспокоящие симптомы, оказать больному всемерную психологическую и духовную поддержку и помочь ему жить активной жизнью до конца, помочь родным и близким больного справиться с трудностями как во время болезни родственника, так и после его смерти.

Первый хоспис, действующий в соответствии с принципами паллиативной медицины, хоспис святого Христофора, был основан в Великобритании в 1967 году. С самого начала деятельность хосписа была направлена исключительно на оказание помощи больным с последними стадиями рака в условиях стационара. Впоследствии при хосписе были организованы бригады для помощи пациентам на дому. Примерно с 80-х годов хосписы создаются по всему миру. В разных странах существуют свои особенности. К примеру, в США больший упор делается на работу выездных бригад, а в Британии принято направлять больных в хоспис лишь незадолго до смерти. Деятельность современных хосписов основана на сочетании паллиативной медицины, амбулаторно-патронажной и социальной служб и требует очень высокой квалификации персонала. В штат хосписа, как правило, входят онколог, несколько терапевтов, психолог или психотерапевт, медсёстры, хирург (в хосписе обычно есть возможность делать небольшие операции), физиотерапевт и рентгенолог. Помимо квалификации, этим специалистам требуется и хорошая психологическая подготовка – работа в хосписе требует больших затрат физических и душевных сил, и она не каждому по плечу.

Многим врачам психологически сложно настроиться не на победу над болезнью, а лишь на борьбу с её симптомами. Кроме того, атмосфера хосписа способствует тому, что между персоналом и больными порой складываются глубокие человеческие отношения, и уход из жизни пациента фактически равнозначен смерти близкого человека.

Но, с другой стороны, искренняя забота, поддержка и любовь способны творить чудеса и реально продлевать жизнь больных, а порой даже ставить их на ноги. В Москве, к примеру, был случай, когда женщина, несколько лет не встававшая с постели, отправленная в хоспис умирать, пошла на поправку, начала ходить и сейчас работает в регистратуре этого хосписа.

В идеале деятельность хосписа выглядит следующим образом. Стационарно в нём находится до 30 больных в одноместных и четырёхместных палатах на выбор (кто-то предпочитает уединение, кто-то – компанию). Кроме того, выездные бригады могут обслуживать ещё 100–300 пациентов на дому. Реально количество обслуживаемых больных определяется размерами финансирования и, как правило, оно намного меньше. Хоспис существует за счёт государства и благотворительных организаций, поэтому лечение и пребывание в нём бесплатны.

Первая задача – избавить человека от боли. Поэтому больным в любой момент в необходимом количестве предоставляются обезболивающие препараты. Что касается психологической поддержки, то главный принцип – никому ничего не навязывается и, по возможности, ни в чем не отказывается. Пациенты в хосписе нуждаются в том же, что и все остальные люди: в общении, книгах, фильмах, музыке. Но находясь на финишном отрезке жизни, многие сосредотачиваются на внутренних переживаниях и стремятся к уединению. Некоторые приходят к религии, поэтому с хосписами часто сотрудничают священники, но никому ничего не навязывается.

Нередко при хосписе находится юрист, помогающий самому больному или его родственникам решить имущественные и другие проблемы, возникающие после смерти близкого человека. Такая система позволяет пациентам оставаться активными так долго, насколько это возможно, и обеспечивает помощь их семьям как во время болезни, так и после окончания их жизни.

По всей Украине сейчас имеется 19 хосписов и паллиативных отделений. Согласно мировой практике, на полтора миллиона населения должно быть, по меньшей мере, 100 хосписных коек. В Украине их около 600 на всю страну, что обеспечивает помощь всего 2% паллиативных пациентов. Только от рака каждый год у нас умирает до 100 тысяч человек, а ведь есть ещё другие категории «неперспективных больных», которых наша медицина отправляет умирать домой – больные рассеянным склерозом, СПИДом, циррозом печени и т.д. В данный момент у нас в стране нет условий для предоставления всем нуждающимся качественной помощи.

К примеру, удовлетворяется только 10% от реальной потребности в опиумных анальгетиках. Кроме того, острой является проблема обеспечения квалифицированными специалистами, поскольку оплата их труда абсолютно не соответствует объёму работы.

Особенно тяжёлая ситуация в сельских районах, где прикованный к койке человек зачастую не может получить даже элементарного квалифицированного ухода, не говоря уже о медикаментах, и становится тяжёлым бременем для семьи.

Хосписы должны быть бесплатны и доступны всем, кому они необходимы. Даже в самом отдалённом райцентре должен быть небольшой хоспис на 10–15 коек. Однако реальность такова, что порой в некоторых районах один медик, не имеющий собственного транспорта, обслуживает несколько сёл.

Пока такая ситуация сохраняется, никакой речи о паллиативной помощи идти не может – хватило бы сил помочь обычным больным. Не хочется приводить экономические аргументы – сколько теряется человеко-часов из-за того, что родственники вынуждены длительное время тратить на уход за больным и т.д. Дело всё-таки не в деньгах, а в человеческом отношении к умирающим. Каждый человек имеет право на достойную жизнь и достойную смерть – без боли и мучений и без чувства вины перед родственниками, вынужденных бросать работу для ухода за больным и тратить значительные средства на обезболивающие препараты. Ничего лучше хосписов для такого случая человечество пока не придумало. Хоспис – это не просто медицинское учреждение, но и особая философия отношения к больным и показатель уровня гуманности и ответственности общества.

Иногда приходится слышать утверждения, что деньги следует тратить не на хосписы, а на раннюю диагностику и оборудование онкологических клиник. На это можно возразить лишь одно – при любом уровне диагностики и развития медицины будут люди, которых нельзя спасти, но которым можно помочь. Жизнь – штука непредсказуемая. Неизлечимая болезнь может настичь любого. И когда возникает выбор – страдать самому и мучить своих близких в домашних условиях или отправиться в специализированное учреждение, где, кроме квалифицированной медицинской помощи и ухода, имеется и нормальная психологическая атмосфера, – то решение очевидно. Хосписы столь же необходимы, как и больницы. И совместные усилия государства и общества должны быть объединены для решения важной и неотложной задачи – обеспечить умирающим людям право на достойную жизнь до конца.

 

Юрий Руденя