Апрель 23, 2024

Тел: 0-800-504-381

ОСТРЫЙ АППЕНДИЦИТ — ИСТОРИЯ САМОГО ИЗВЕСТНОГО ДИАГНОЗА В ХИРУРГИИ

Статистика свидетельствует, что острый аппендицит (воспаление аппендикса, червеобразного отростка слепой кишки) относится к числу самых частых острых заболеваний органов брюшной полости. Первая операция по поводу аппендицита была, по-видимому, произведена ещё за два тысячелетия до нашей эры. У одной из египетских мумий в правой подвздошной области обнаружили след разреза, посредством которого, по мнению современных специалистов, был, вероятно, вскрыт гнойник в подвздошной области. Закончилась ли операция для больного успешно установить трудно, но доподлинно известно, что в течение последующих тысячелетий врачи были бессильны перед заболеванием, которое называли «воспалительной опухолью» или «подвздошными нарывами». От этого заболевания, как правило, умирали в страшных муках, а случаи излечения наблюдались крайне редко. Историю изучения и лечения острого аппендицита можно разделить на пять основных периодов.  

Первый период.

Как уже было сказано, в давние времена врачи не имели ясного представления об остром аппендиците. Конечно, их внимание привлекали гнойники в правой подвздошной области, но они объясняли их происхождение воспалением мышц и называли «псоитами». По другой концепции, эти гнойники считали послеродовыми осложнениями и именовали «маточными нарывами». Таким образом, в течение многих веков даже слепую кишку, не говоря уже о червеобразном отростке, не признавали причиной гнойников правой подвздошной области, которые, как выяснилось позднее, являются аппендикулярными абсцессами.

 

В конце XVIII и начале XIX столетия туманные концепции о «псоитах» и «маточных гнойниках» перестали удовлетворять исследователей. На смену им пришло учение о заболевании слепой кишки как причине подвздошных гнойников. Попытки связать возникновение патологических процессов в правой подвздошной области со слепой кишкой были отчасти вызваны тем, что считали, что слепая кишка покрыта брюшиной только с трех сторон, а  задняя стенка, лишена брюшины и прилегает к забрюшинной клетчатке. Лишь в конце XIX столетия эта ошибка была исправлена – оказалось, что слепая кишка покрыта брюшиной со всех сторон.

Кроме ошибочных сведений об анатомическом строении слепой кишки, имело значение отсутствие хирургического опыта, который не мог стать средством проверки выдвигаемых теорий. В начале XIX столетия французский клиницист Дюпюитрен создал учение об илеоцекальных инфильтратах и гнойниках. Причиной этих патологических состояний Дюпюитрен считал воспаление слепой кишки, и это мнение оставалось незыблемым в течение почти всего XIX столетия. В то время основные усилия исследователей  были  направлены не на поверхностные воспалительные  изменения,  а   опять-таки на изучение инфильтратов и абсцессов подвздошной области, которые в то время особенно интересовали клиницистов. Случаи острого аппендицита с относительно легким  течением служили предметом дискуссии. Это были обычные терапевтические больные, которых лечили диетой и местными средствами. Лишь в 80-е годы XIX столетия были сделаны попытки оперативного лечения перитонита аппендикулярного происхождения. При этом вскрывали брюшную полость и вводили в нее тампоны, но червеобразный отросток не удаляли. В основном такое лечения приводило к прогрессированию перитонита и смерти больных

Второй период. Первые попытки удаления червеобразного отростка были сделаны при развившихся осложнениях острого аппендицита – перитоните, аппендикулярных гнойниках. Впервые червеобразный отросток удалили в 1884 г. в Англии Мохомед и в Германии Кронляйн.  Оперативное лечение острого аппендицита развивалось медленно. К 1888 г. во всем мире было выполнено только 8 случаев полного или частичного удаления червеобразного отростка, причем трое больных умерло. Первую операцию по удалению аппендикса (аппендэктомию) в России выполнил А. А. Троянов в 1890 г., в Обуховской больнице, в С.-Петербурге. Робкие попытки производства аппендэктомий мало изменили общее положение дел в лечении острого аппендицита. В то время (90-е годы позапрошлого столетия) в подавляющем большинстве лечили больных консервативно; аппенд­эктомию применяли либо при разлитом перитоните, либо при аппендикулярных гнойниках, если удаление червеобразного от­ростка не представляло технических трудностей.

            В это время большинство хирургов придерживалось выжидательно-оперативного лече­ния острого аппендицита. В начале приступа больным предписывали покой, назначали диету, давали опий, а иногда слаби­тельное, клали холод на живот. В случае успеха консервативного лечения дожидались холодного периода и только тогда делали аппендэктомию, чтобы предотвратить последующие приступы болезни. При прогрессировании же воспалительного процесса и нарастании признаков перитонита возникали показания к срочной операции.

Третий период. Большинство хирургов начала XX столетия при­знавало необходимым произво­дить аппендэктомию по поводу острого аппендицита в первые 24-48 часов от начала за­болевания. Позже этого сро­ка оперировали больных лишь при угрозе разлитого перитонита. Однако это нововведение не сразу было признано всеми хирургами, многие придерживались еще выжидательного, консервативного лечения, стремясь оперировать больных при полном затихании воспалительных явлений. Добавим к сказанному, что в этот период большинство терапев­тов все еще не устранились от лечения острого аппендицита и обычно не торопились передавать больных хирургам. Это мешало выработке единой тактики.  Главной помехой в применении оперативного лечения острого аппендицита были опасения за исходы опе­раций, производимых на воспаленных тканях. По этой причине и возникло стремление ждать затихания воспаления. Однако после­дующий клинический опыт показал, что эти опасения преувеличены. Оказалось, что главная опасность заключалась в выжидании и без­действии. Оперативный же метод лечения, предусматривавший уда­ление  воспаленного    червеобразного   отростка,  надежнее  снимает угрозу смертельных осложнений, чем выжидание.                                

Четвертый период,  характеризуется применением ранней операции вне зависимости от продол­жительности острого периода бо­лезни. Современное понятие ранней операции означает выполнение аппендэктомии в первые часы по­сле поступления больных в хи­рургическое учреждение. Подоб­ная тактика является наиболее правильной, так как позволяет избежать осложнений, связанных с выжиданием. Начало этого периода относит­ся к 20-30-м годам ХХ сто­летия. Инициаторами в этом деле стали В. А. Красинцев и Д. А. Арапов из Московского института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. В 1924 г. они ввели оперативное лечение острого аппендицита во все сроки от на­чала заболевания, что в то время было новшеством. Постепенно этот принцип был принят во всех хирургических учреждениях. Внедрение новой тактики в лечении острого аппендицита позволило сократить в среднем по стране летальность при остром аппендиците с 5 до 0,2%, т. е. в 25 раз. Эти цифры с полной очевидностью показывают, что ранняя и обязательная госпитализация больных острым аппендицитом и ранняя аппендэктомия во все сроки от начала заболевания и при всех его формах  дали блестящие результаты. Этому так же способствовало открытие в 1942 г. Александром Флемингом антибиотических препаратов, позволивших снизить количество инфекционных осложнений.

            Пятый период. Однако, несмотря на огромные успехи, достигнутые в лечении острого аппендицита в первой половине 20 века, постановка верного диагноза порой вызывали серьезные затруднения. Особенно это касалось дифференциальной диагностики с заболеваниями женской репродуктивной системы, такими как хронический сальпингит, нарушенная внематочная беременность, апоплексия яичника, которые также сопровождались выраженной болью права внизу живота. Достаточно часто во время операций по поводу аппендицита выявлялась иная патология, которая в некоторых ситуациях могла бы быть излечена без операции. Началом современного периода истории аппендицита можно считать 1983 г., когда благодаря разработке способов светопередачи с помощью фиброволоконной оптики была выполнена первая видеоэндоскопическая аппендэктомия, через 3 маленьких разреза вместо традиционного большого разреза. При этом визуализация патологических изменений  в брюшной полости с помощью увеличительной оптики оказалась гораздо более подробной, нежели при обычной операции. Поэтому в сомнительных случаях диагностики возможно выполнение так называемых диагностических лапароскопий, при которых в случае выявления воспаления аппендикса выполняется лапароскопическая аппендэктомия. При иных патологических изменениях выполняются либо другие видеоэндоскопические вмешательства, либо же процедура признается диагностической и дальнейшее лечение ведется консервативно. Таким образом, был окончательно решен вопрос о сомнительных диагностических ситуациях, при которых может иметь место операции на невоспаленных отростках.