Апрель 26, 2024

Тел: 0-800-504-381

ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННОЕ БУДУЩЕЕ УКРАИНЫ

В начале июня украинские СМИ сообщили, что Верховная Рада приняла ряд законов необходимых для вступления во ВТО. С одной стороны это огромный шаг на пути интеграции Украины в мировое сообщество.  А с другой — самое время остановится и задуматься, что мы можем потерять «по дороге»? В числе прочих 31 мая 2007 года был принят закон Украины №1103-V «Про державну систему біобезпеки при створенні, випробуванні, транспортуванні та використанні генетично модифікованих організмів» 

В прошлом номере мы рассказывали об опасности бесконтрольного производства и употребления генетически модифицированных организмов (ГМО). Неконтролируемое распространение трансгенных растений и их гибридов на территории Украины, вытеснение и исчезновение природных культур, появление новых видов вирусов, устойчивость микроорганизмов к антибиотикам, недоказанная безопасность ГМО для человека и многие другие факторы указывают, что государство должно оградить своих граждан от возможных угроз.

Как относятся к ГМО в Европе?

В Евросоюзе при маркировке продуктов, содержащих более 0,9% ГМО производитель обязан указывать, в каком количестве данный продукт содержит ГМО. В Албании, Греции, Сербии и Швейцарии введен запрет на ввоз, производство и реализацию продуктов с ГМО на государственном уровне, в Польше введен мораторий и страна также полностью свободна от ГМО. Практически в каждой Европейской стране существуют зоны, свободные от ГМО (GMO free zone), в которых местные власти законодательно запрещают выращивание ГМ-культур на контролируемых территориях. В этих зонах также запрещено использование генетически модифицированных ингредиентов в продуктах питания во всех государственных учреждениях, включая школы, медицинские учреждения и т.д. На данный момент на территории Европейского союза более 160 регионов, более 3500 муниципалитетов, а также тысячи фермерских хозяйств объявили себя «свободными от ГМО».

В России действует закон, обязывающий производителей продуктов, в которых содержится более 5% ГМО, указывать это на упаковке. А недавно «Российская газета» сообщила, что мэр Москвы Юрий Лужков направил письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой принять на федеральном уровне срочные меры по ограничению распространения через торговые сети продуктов, содержащих генетически модифицированные компоненты. Юрий Лужков считает, что необходимо ввести национальный мораторий на ГМО до окончательного изучения их влияния на человека и окружающую среду. 

Дела наши скорбные…

В Украине первым из генетически модифицированных продуктов появился картофель. С 1997 года канадская и американская компании проводили в нескольких областях полевые испытания трансгенного картофеля. В 1999 году компании заявили о намерении развернуть у нас в стране производство семян трансгенного картофеля. Но украинские ученые назвали трансгенный картофель «новым растением, которое только выглядит как картошка», Комитет по тестированию и охране видов растений отказал компаниям в его регистрации и проект официально свернули.

В 1998 году было принято постановление Кабмина «Об утверждении Временного порядка ввоза, государственного испытания, регистрации и использования трансгенных сортов растений в Украине». Однако отсутствие технической возможности определения ГМО и нечеткое распределение ответственности между министерствами привели к тому, что на протяжении 10 лет продолжается «тихая оккупация Украины» ГМО. По данным неофициальных источников сегодня около 1 млн. га в Украине занято под посевы трансгенных растений. Крестьяне и фермеры, выращивающие их, не думают о том, что пройдет несколько лет и корпорации, разработавшие и запатентовавшие эти ГМ-культуры, заставят ежегодно платить за использование их культур, как платят сегодня организации, использовавшие раньше нелицензионное программное обеспечение для компьютеров.

В феврале 2007 года директор ГП «Укрметртестстандарт» П. Мухаровский заявил о том, что в их лаборатории были проверены 42 образца пищевой продукции, закупленные в крупных супермаркетах г. Киева. Более чем в половине из них было обнаружено высокое содержание ГМО. В основном имеет место использование ГМ-сои. В разном виде её добавляют в колбасы, ветчину, пельменный фарш, консервы, конфеты и шоколад, творог, сыры, кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия и детское питание. Обычно ГМ соя добавляется в продукты для удешевления производства, но преподносится это как увеличение питательных свойств и улучшение вкуса продуктов.

Украинцы оказались фактически беззащитны перед потоком продуктов содержащих ГМО, безопасность которых для людей мягко говоря не доказана. Защитить нацию от возможной угрозы должен был закон с 2002 года пылящийся на парламентских полках. 

Под кого пишутся украинские законы?

Мы изучили программы 5 парламентских партий, с целью выяснения их отношения проблемам, связанным с выращиванием в Украине трансгенных растений и оборотом ГМО. Ни одна партия не декларирует свою позицию по этому вопросу, очевидно, не считая его заслуживающим внимания. Правда, 16 апреля 2007 года депутат от Партии Регионов Ю. Мирошниченко зарегистрировал законопроект №3472 предусматривающий обязательную маркировку продуктов содержащих ГМО и направленный на повышение безопасности потребителей при использовании продуктов произведенных с применением ГМО. По непонятным причинам данный законопроект не был принят Верховной Радой, более того, ни один его пункт не отражен в недавно принятом законе №1103-V.

От нового закона ожидали многого. Он должен был регламентировать создание государственного органа оснащенного современным лабораторным оборудованием, который мог бы контролировать ввоз ГМО на территорию Украины, обязать производителей продуктов, указывать содержание ГМО на упаковке и установить серьезные финансовые санкции для нарушителей закона. Способствуя продвижению на Украину полезных и безопасных разработок генной инженерии, закон должен был обеспечить право украинских граждан свободно выбирать между продуктами с содержанием ГМО и приготовленными по традиционным технологиям.

Ни один из вышеуказанных пунктов не был прописан в законе принятом Верховной Радой Украины 31 мая 2007 года. А вторая часть статьи 4 «Суб’єкти регулювання» закона четко показывает, для кого принимался этот закон: «Якщо міжнародним договором України, згоду на обов’язковість якого надано Верховною Радою України, встановлено інші правила, ніж передбачені цим Законом, то застосовуються правила міжнародного договору». Другими словами, после вступления Украины во ВТО принятый закон надо положить на полочку и пользоваться законодательством ВТО — организации, которая на протяжении последних 15 лет активно продвигает ГМО во все страны.

Возможно, голосуя за этот закон, депутаты тщательно изучили проблему и пришли к выводу, что выращивание трансгенных растений это единственный шанс возродить сельское хозяйство на Украине?! 

Органическое сельское хозяйство (ОСХ) и его перспективы в УкраинеНаиболее перспективным и прибыльным направлением сельского хозяйства сегодня является ОСХ, в котором не применяются ГМО, не используются синтетические химикаты (удобрения, пестициды, и т.д.) и осуществляется минимальная пахота грунта. ОСХ охватывает растениеводство, животноводство, птицеводство, садоводство и другие сферы сельского хозяйства. В ОСХ для повышения производительности и качества продуктов используются биологические факторы увеличения естественного плодородия грунтов, биологические методы борьбы с вредителями и болезнями и преимущества местных сортов и пород. Благодаря этому достигается уменьшение зависимости от внешнего финансирования и ряд экологических преимуществ — предотвращение эрозии земель и восстановление их естественного плодородия, прекращение загрязнения водных бассейнов и подземных вод, уменьшение выбросов в атмосферу. Конечный продукт ОСХ — экологически чистые и полноценные продукты питания с высокими вкусовыми качествами. Потребители готовы платить за органические продукты питания на 10-50% больше, чем за обычные, и спрос на них постоянно растет. В 2003 году мировой рынок органической продукции оценивался в 23-25, а в 2005 году уже 30-31 млрд. долл. США. Украина с ее плодородными землями имела хорошие шансы захватить часть этого рынка. Принятие закона №1103-V закрывает украинским аграриям выход на этот рынок.

Закон №1103-V не защищает украинский народ от потенциальной опасности ГМО. Он просто отдает Украину и нас с Вами в безвременное пользование к транснациональным биотехнологическим корпорациям.

В завершение, приведем поучительную историю из мира фармакологии, ставшую хрестоматийной. В 1957 году на полках аптек многих стран мира появился «Талидомид» — препарат для устранения беспокойства, бессонницы и тошноты. Препарат действительно эффективно устранял указанные недомогания и стал популярным лекарством среди беременных женщин Европы, Канады, Австралии, Японии и других стран. В 1961 году врачами Германии, Великобритании и Австралии было отмечено значительное увеличение количества детей, с тяжелыми врожденными уродствами верхних и нижних конечностей. Чаще всего имела место двусторонняя деформация костей предплечья и кисти с формированием ластоподобных (как у тюленей) верхних конечностей. Такие же аномалии встречались и на нижних конечностях. Изучение возможных причин заметного прироста количества детей с тяжелой врожденной патологией показало, что в первой половине беременности все женщины принимали талидомид. Эксперименты на лабораторных животных показали, что талидомид является сильнейшим тератогеном — веществом, вызывающим дефекты развития эмбриона, и даже однократный прием талидомида в ранние сроки беременности может стать причиной врожденных уродств. Жертвами талидомида стали более десяти тысяч детей в разных странах. Американцев среди них практически не было, потому что один из сотрудников «Управления по контролю за продуктами и лекарственными препаратами США» (FDA), Фрэнсис Келси, счел доводы производителей препарата о его безопасности неубедительными и отказался ставить свою согласовательную подпись. Так принципиальная гражданская позиция одного чиновника спасла тысячи людей. 

Задумываются ли наши депутаты, что законы, которые они сегодня принимают, завтра могут стать причиной очередной экологической катастрофы в Украине и привести к тяжелым врожденным болезням их детей, внуков и правнуков? И найдется ли среди них украинский Фрэнсис Келси, для которого жизнь и здоровье соотечественников значат больше, чем власть и деньги?