Май 07, 2024

Тел: 0-800-504-381

«НЕ ОТСТУПАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ!»

Рак – это болезнь, оказывающая не только физиологическое, но и сильнейшее психологическое воздействие на человека. Она нередко вызывает целую лавину негативных мыслей и чувств,  мешающих человеку обрести правильный психологический настрой, необходимый ему для успешной борьбы организма с раковой опухолью. Человек, впервые узнавший от врачей, что у него, возможно, онкологическое заболевание, проходит несколько этапов, в процессе чего его психологические реакции меняются от полного отрицания наличия у него болезни до ее принятия.

 

 

Отрицание.

Это нормальная психологическая реакция, возникающая как защита от переживаний, вызываемых любой сильной психической травмой. Когда человек узнает о страшном диагнозе, он просто отказывается в это верить. Он начинает ходить по врачам, делает анализы и проходит обследования в различных лечебных учреждениях. Или, наоборот, испытывает шоковую реакцию и вообще не обращается больше к врачам, боясь подтверждения диагноза и надеясь на то, что это было врачебной ошибкой.

 

Гнев.

Стадия, также типичная для всех, кто оказывается в ситуации столкновения с чем-то ужасным, происходящим с ними самими или их близкими, – это выраженная эмоциональная реакция, обвинение

медицинских работников («Почему это не обнаружили раньше?»), родственников («Муж заставлял меня делать аборты!») и судьбы («Почему именно я?!»).

 

«Торговля».

Это попытки совершить сделку, «поторговаться» с теми, кто может дать хоть какую-то надежду: «Доктор, если я буду принимать это лекарство, смогу я прожить до того времени, как мой сын пойдет в школу?», «Отец Алексей, если я буду поститься, смогу ли я прожить еще год, чтобы моя 35-летняя дочь наконец-то вышла замуж? Тогда я умру спокойно».

 

Депрессия.

Больной человек осознает, что ситуация на самом деле тяжелая. У него опускаются руки, он не в силах больше бороться. Он избегает своих здоровых друзей,  не занимается обычными делами, не выходит из дома и проклинает свою судьбу. Все это – признаки наступающей депрессии.

 

Принятие.

К сожалению, не все больные находят в себе силы «подняться с колен» и дойти до пятой стадии. «Да, это на самом деле случилось со мной, но не все потеряно. Главное не терять присутствия духа, ведь иногда это излечимо. Это зависит от отношения к болезни. Нужно бороться. Даже если мне суждено прожить всего лишь год, я проживу этот год осмысленно, с пользой для себя и моих детей, я доделаю свои дела и попытаюсь получить удовольствие от жизни», – так думают люди, находящиеся на этой стадии.

 

Эти этапы не всегда идут друг за другом в таком порядке. Человек может долго находиться на какой-то одной стадии или возвращаться на предыдущую. Но знание этих стадий совершенно необходимо для понимания того, что происходит в душе того, кто сталкивается со смертельной болезнью.

Весть о наличии тяжелого и потенциально неизлечимого заболевания является сильным стрессовым фактором не только для самого больного, но также и для его родственников и друзей. Близкие люди не знают, как им вести себя. Ситуация усугубляется и тем, что эта болезнь как бы разводит человека, которого поражает, и тех, кто оказался «счастливчиком», по обе стороны баррикад. Между ними теперь пролегает невидимая граница. Но где грань между жалостью и реальным сочувствием? О чем говорить с больным? Как поддержать его? Нужно ли испытывать чувство вины за то, что это произошло не с вами?

Для того, чтобы дать человеку то, что он желает, нужно, прежде всего, узнать о его желаниях. Онкобольные часто не произносят их вслух, но эти скрытые послания сквозят в их поведении. Умение прислушаться и вчувствоваться в переживания тяжело больного человека покажет тот путь, по которому должны двигаться все те, кому он небезразличен.

Итак, вот те скрытые послания, которые транслируют онкобольные своим близким и советы последним о том, как вести себя в соответствии с этими посланиями.

 

«Я еще жив».

 Чувство своей беспомощности, невозможности помочь близкому вынуждает родственников и друзей психологически отстраняться от больного человека. Это вызывает у него болезненное ощущение погребенности заживо. Постарайтесь понять, что именно сейчас он, как никогда, нуждается в вашем участии. И не обязательно оно должно выражаться в сочувствии и расспросах о состоянии его здоровья (хотя это тоже немаловажно). Любое эмоциональное участие, интерес к больному, обсуждение с ним тех тем, которые интересовали вас и его и раньше, до его болезни, – все это поможет ему чувствовать себя живым.

 

«Побудь со мной рядом».

 Присутствие рядом с человеком оказывает мощный психологический эффект даже тогда, когда вы не знаете, что ему сказать. Родственники и друзья могут просто находиться в комнате, не обязательно рядом с кроватью больного. Очень часто больные отмечают, что это их очень успокаивает. Помимо того, что это способствует поддержанию у больного чувства безопасности, это еще и дает ему уверенность в том, что он не один, что жизнь не проходит мимо и что самые близкие люди поддерживают его в страшном испытании, выпавшем на его долю.

 

«Дай мне выразить мои ощущения, беспокоящие меня мысли».

Очень важно для страдающего человека выразить эмоции, сжигающие его изнутри. Если он загоняет внутрь свои эмоции, то они начинают разрушать его, и он вынужден расходовать понапрасну так нужные ему для борьбы с заболеванием жизненные силы. Иногда для того, чтобы «плотину» прорвало (ведь многие больные боятся говорить о своих страхах, не желая травмировать близких или показаться слишком жалкими в их глазах), нужно пытаться их разговорить. Такой катарсис, выплеск эмоций в присутствии благожелательно настроенного слушателя всегда имеет мощный благоприятный психологический эффект. И эффект этот будет сильнее, если беседы будут происходить достаточно часто. Задавайте «открытые» вопросы, которые стимулируют самораскрытие больного (это вопросы, на которые нельзя ответить только однозначно «да» или «нет», а которые вызывают поток ассоциаций, например: «Расскажи мне, что ты чувствуешь?»).

Смотрите в глаза больному, касайтесь его руки. Особенно чутко прислушивайтесь к таким эмоциям и реакциям, как страх, гнев, самообвинение, беспомощность, одиночество. Настаивайте на прояснении его чувств и сами старайтесь понять их. Не избегайте разговоров о смерти, если их инициирует сам больной, не пытайтесь отшутиться или говорить бодрым голосом о том, что это чепуха. Для больного это очень важно, чтобы вы разделили с ним его ужас перед неизвестностью. Предпринимайте практические действия в ответ на услышанное (например, в состоянии депрессии больной может высказывать суицидальные мысли, тогда ваша задача – предотвратить их реализацию, возможно, даже обратившись за помощью к специалистам, поскольку человек, находящийся в состоянии депрессии, может действовать иррационально, не прислушиваясь к вашим логическим доводам.

 

«Когда ты меня не касаешься, мне плохо».

Близких онкобольного могут беспокоить иррациональные страхи, содержанием которых является то, что эти болезни заразны и передаются при прикосновении. Мотивы этих страхов бессознательны, а потому трудно объяснимы. И даже если современная медицина убеждает нас в абсурдности этих страхов, они трудно поддаются коррекции. Психологами давно установлено, что человеческое прикосновение – мощный фактор, влияющий не только на практически все физиологические показатели (например, частоту пульса и величину кровяного давления), но и на ощущение самоуважения и настроение.

 

«Спроси меня, что мне нужно».

Друзья часто говорят больному: «Когда тебе что-то потребуется, позвони мне». При такой постановке вопроса больной, как правило, не звонит и не просит о помощи. Лучше сказать так: «Я буду свободен завтра вечером и зайду к тебе. Давай подумаем, чем я могу помочь тебе». А поддержать больного могут самые простые вещи, о ценности которых мы можем даже не задумываться, пока здоровы. Так, у одного из больных было нарушение мозгового кровообращения с нарушением речи из-за побочного эффекта химиотерапии. Его знакомая часто заходила к нему и напевала ему его любимые песни, а он пытался ей подтягивать. Его невропатолог вскоре отметил, что восстановление речи в данном случае произошло намного быстрее, чем это бывает обычно.

 

«Я все еще могу смеяться».

 Юмор оказывает несомненное положительное влияние на все параметры человека, как физиологические, так и психологические. Стимулируя выработку гормонов гипоталамуса, он усиливает воздухообмен в легких и ток крови в сосудах, у смеющегося человека снижается давление и мышечное напряжение. Юмор снижает тревожность и напряжение, усиливает уверенность в себе, облегчает коммуникацию. Считается, что для того, чтобы оставаться здоровым, человеку нужно засмеяться как минимум 15 раз в день. Не бойтесь смешить больного и смеяться вместе с ним. Но делайте это искренне, получая удовольствия от общения с этим очень близким вам человеком.

Поддержка родственников и друзей – это еще не всё. Фактором, имеющим первостепенное значение, является позитивный эмоциональный настрой самого больного.  Сегодня рак – это уже не приговор. Шансы победить болезнь существенно увеличиваются, если человек верит в успех своей борьбы с заболеванием и не только верит, но мобилизуется и целеустремленно движется к победе. Давно известно – оптимисты живут дольше, болеют меньше и быстрее выздоравливают. Это в полной мере относится и к онкобольным. Мысли и чувства оказывают самое непосредственное влияние на состояние здоровья человека. Среди известных людей, победивших рак – Кайли Миноуг (рак груди), Элизабет Тэйлор (рак кожи), Габриэль Гарсиа Маркес (рак лимфатических сосудов)… Список можно продолжать долго. А сколько их, неизвестных, но спасшихся и продолжающих жить! Воля к жизни, поддержка родных и близких, своевременная диагностика и правильное лечение – сочетание всех этих компонентов резко повышает вероятность полного выздоровления.

 

Анастасия Гареева, психоаналитик