Апрель 27, 2024

Тел: 0-800-504-381

ПРАВИЛЬНАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛЕЧЕНИЯ!

Во время землетрясения в Армении в 1988 г. первая медицинская помощь была затруднена и большинство людей смогли получить ее только через 6 часов и позже. В результате этого в очаге и при транспортировании погибли практически все пострадавшие. Действительно, как не хватает нам сегодня Николая Васильевича Склифосовского с его энтузиазмом и богатым опытом, написавшего в 1877 году преполезную книгу «Перевозка раненых на войне»! Он сам отлично понимал и объяснял всем окружающим, что при неоказании первой медицинской помощи на догоспитальном этапе (в том числе на месте происшествия и во время транспортирования) в течение первого часа погибают 30%, трех часов - 60%, шести часов - 90% тяжелопострадавших.

Без сомнения, своевременно и правильно оказанная первая помощь пострадавшим на месте происшествия предупреждает осложнения. Отечественная статистика свидетельствует: в результате ДТП на месте погибает 16–24 % человек, а при транспортировке - 9-12 %. Транспортировка, являясь дополнительной нагрузкой, как правило, приводит к ухудшению состояния пострадавших. Однако при правильном оказании помощи до 40 % смертных случаев реально предотвратить!

Иммобилизация - создание неподвижности или уменьшение подвижности частей тела после травмы, подразделяется на транспортную и лечебную. Транспортную иммобилизацию следует проводить на месте происшествия, с целью профилактики такого грозного осложнения как травматический шок. Недопустима транспортировка без иммобилизации пострадавших с переломами даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов. При закрытых переломах шины накладываются поверх обуви и одежды. При больших ранах мягких тканей, тяжелых ожогах, открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции. При открытых переломах желательно ввести обезболивающее средство и ни в коем случае не вправлять отломки костей!

Транспортная иммобилизация возможна при помощи стандартных или импровизированных шин (доски, ветки и т.п.). Еще древнеегипетские врачеватели для иммобилизации сломанной кости использовали пальмовые листья, применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой (такие шины обнаружены на египетских мумиях). В средние века популярны были затвердевающие белковые повязки. Именно многовековая врачебная практика стала фундаментом основных правил наложения транспортных шин:

1.    фиксация не менее двух суставов, соседних с местом перелома;

2.    наложение ватно-марлевых прокладок на костные выступы, подвергающиеся наибольшему давлению;

3.    придание физиологического положения поврежденной конечности, что предупреждает дальнейшее смещение отломков;

4.    предварительное наложение жгута и асептической давящей повязки при открытых переломах, сопровождающихся кровотечением.

На занятиях по гражданской обороне часто демонстрируют стандартные транспортные фиксирующие шины Дитерихса и проволочные лестничные шины Крамера. В последнее время для иммобилизации активно применяют пневматические шины, вакуумные жилеты и матрацы. Но, если Вы никогда не видели таких приспособлений, не отчаивайтесь! При отсутствии стандартных шин и подручных материалов верхнюю конечность прибинтовывают к туловищу, а нижнюю - к здоровой ноге. При повреждении ключицы или лопатки руку с пострадавшей стороны подвешивают на косынке, при этом в подмышечную область подкладывают небольшой валик.

Больного с переломом позвоночника и с переломами костей таза транспортируют на плоских жестких носилках в лежачем положении на спине. На жесткую подкладку носилок из досок или фанеры кладут сложенное в несколько слоев одеяло. В этом же положении перевозят всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, больных с повреждениями органов брюшной полости и с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.). При повреждении шейного отдела позвоночника на период транспортировки больному накладывают воротник Шанца (ватный или вакуумный).

И, конечно же, следует обратить внимание на проходимость верхних дыхательных путей, куда могут попасть инородные тела (сгустки крови, слизь, зубные протезы). Их быстро убирают подручными материалами (салфетка, платок на пальце), голова больного при этом должна быть повернута в сторону. Следует также устранить западение языка. Для восстановления дыхания больного укладывают на спину, голову разгибают, делают пробный вдох от рта ко рту. В случае неэффективности пробного вдоха применяют максимальное выдвижение нижней челюсти вперед и вверх.

Именно свидетели катастроф застают пострадавших в тот экстремальный период, когда грамотная доврачебная помощь может подарить человеку жизнь, а незнание простых правил ее отнять. Учитесь делать добро!