Ноябрь 24, 2024

Тел: 0-800-504-381

Сердечный вопрос

ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ

Все умеют рисовать сердце. Оно действительно такое?

Настоящий орган, хотя и напоминает свое художественное отображение, но явно издалека. Он похож скорее на болгарский перец, да еще и обильно покрыт жировой тканью.

Размеры напрямую зависят от комплекции своего хозяина: у невысокого и худого человека — примерно с кулак, у богатыря — как четыре.

В отличие от многих других органов сердце проживает на отдельной жилплощади, будучи отделенным от соседей перикардом (раньше его называли «сердечной сорочкой»). Между листками перикарда и сердцем находится около 50 мл жидкости — своеобразная смазка, которая не дает образоваться «сердечной мозоли». Когда вам говорят: «У меня от тебя мозоль на сердце», смело посылайте проболтавшегося на ЭхоКГ (УЗИ сердца) — может, у человека высохла перикардиальная жидкость.
БИТ И РОК-Н-РОЛЛ

Почему оно не устает биться и делает это ровно?

Сердечный бит обеспечивает наличие автономных узлов, создающих электрические импульсы, и развитой проводящей системы. Их задача — на протяжении всей жизни вырабатывать электричество, что они с успехом и делают, используя в своей работе разнонаправленные движения ионов.

В сердечной иерархии 2 главных узла. Синусный поддерживает частоту от 60 до 90 ударов в минуту — и если требуется, то больше. Ниже него находится атриовентрикулярный, который берет управление на себя, если синусный выходит из строя, и задает частоту около 50 ударов в минуту.

Если же ломается и он, то себя сами спасают проводящие волокна желудочков — сердце совершает от 30 до 40 ударов в минуту, и этого хватает, чтобы поддерживать жизнь.

Работает и обратная страховка — если синусный узел по какой-то причине начинает создавать 200–300 импульсов в минуту, его нижний «коллега» пропустит в желудочки лишь каждый второй импульс, и орган будет защищен от запредельной скорости сокращений.

Иногда ритм по той или иной причине сбивается, бит переходит в рок-н-ролл, и начинается аритмия.
ВЕНЫ-РЕКИ

Почему кровь от сердца течет только в одну сторону?

Все очень просто — менять направление ей мешает система клапанов, которые, как ворота, открываются только в одну сторону. Всего их четыре — аортальный, митральный, трехстворчатый и клапан легочной артерии.

Когда терапевт с помощью стетоскопа придирчиво выслушивает ваше сердце, он оценивает именно их работу. Иногда от рождения или под влиянием болезней работа клапанов нарушается, кровь начинает течь не только туда, но и обратно. В результате сердце перегружается, его полости расширяются, и могут возникнуть аритмия, сердечная недостаточность и другие серьезные осложнения. Главный помощник уху терапевта в этом случае — ЭхоКГ с эффектом Допплера.
ВИСЦЕРУМ ИНВЕРСУС

Где расположено сердце?

Не совсем слева, как принято считать, скорее — посередине. Но все-таки большая часть органа находится в левой стороне грудной клетки. Но есть люди, у которых он справа. Чаще всего это происходит в рамках редкого врожденного синдрома — situs viscerum inversus (зеркального расположения органов). Ничем опасным обладателю эксклюзива это не грозит, и часто люди долгое время даже не представляют, что их органы расположены наоборот. И если парным почкам или легким все равно, кто слева, кто справа, то сердце и печень на одном из медосмотров наконец выдают редкий диагноз.
ОРГАН-ТРУДОГОЛИК

Почему сердце никогда не устает и работает всю жизнь?

Начинающие медицинские журналисты считают этот вопрос своим бенефисом. Однако если подумать, получается, что и легкие, и мозг, и даже почки тоже работают всю жизнь. И если мозг ночью, кажется, отдыхает (а на самом деле просто занимается другими делами), то дышим мы постоянно. В общем, почти все наши органы трудятся по очень жесткому сточному графику день за днем.

А постоянную работу сердца обеспечивают узлы, создающие электрические импульсы, и уникальная структура сердечной мышцы, которая, в отличие от других, не может утомиться. Природа просто выкинула фазу утомления из цикла работы миокарда. Все гениальное просто.
ЕЩЕ РАЗРЯД

Почему во время реанимации применяют разряд током?

Часто во время клинической смерти сердце начинает не биться, а трепыхаться. У этого ритма два варианта — желудочковая тахикардия либо фибрилляция желудочков. Хаотичных и очень частых сердечных сокращений не хватает, чтобы эффективно перекачивать кровь. Задача врача — дать сверхимпульс, чтобы разом перебить все «вредные» электрические импульсы. После такого электрошока сердце как с чистого лица начнет создавать нормальные импульсы и сокращаться правильно.

А вот знакомая всем картинка из фильмов, когда по монитору идет прямая линия, а больному проводят дефибрилляцию, далека от жизни. Так никогда не делают.

Федор Юрьев, врач-кардиохирург

Источник: abc-gid.ru