В светлые дни Воскресения Христова, через две недели после пасхальной ночи Церковь совершает память святых жен-мироносиц. В то время, когда ближайшие ученики и апостолы Христовы в смятении рассеялись «страха ради иудейска», эти женщины не отлучались от Господа. Они стояли у Креста Господня и присутствовали при погребении Спасителя. С первыми лучами воскресного дня они поспешили к гробнице Распятого, дабы по закону помазать тело своего Учителя благовонным миром (отсюда и происходит название «мироносицы»).
Здесь, в саду возле опустевшей гробницы, жены-мироносицы первыми увидели Воскресшего Господа и с радостью поспешили к апостолам с благой вестью о Его восстании из мертвых. Таким образом, они стали «апостолами для апостолов». Когда-то из рук жены Адам получил запретный плод, теперь же мироносицы идут к апостолам со свидетельством о победе над смертью. Как говорит святитель Григорий Богослов, «жена из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого воскресшего Господа услышала радостную весть: дабы чья рука растворила смертное питие, и та же самая подала чашу жизни».
Жены-мироносицы были обычными женщинами, которые заботливо служили Христу, вместе с апостолами слушая Его проповедь. Мы немногое знаем об их жизни. Среди мироносиц были: равноапостольная Мария из Магдалы – в прошлом галилейская блудница, исцеленная Христом от мучивших ее бесов; Мария Клеопова - сестра Матери Божией и мать апостола Иакова-младшего; Саломия - мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова-старшего; Марфа и Мария - сестры Лазаря Четверодневного, воскрешенного Спасителем; Сусанна и Иоанна, служившие Иисусу и Его ученикам «от имений своих». Кроме этих семи, были «и иные множайшие», имена которых нам неизвестны. Однако, не зная всех имен, мы знаем о самом главном в их жизни: подвиге любви, отрицающем смерть.
Вместе с мироносицами Церковь прославляет и двух мужей — Иосифа Аримафейского и Никодима, которые были тайными учениками Христа. Их скрытое ученичество, конечно, нельзя объяснить только страхом и боязнью, ведь после смерти Спасителя именно они не побоялись прийти к Пилату с просьбой выдать тело Иисуса для погребения.
В лице святых жен-мироносиц и Иосифа с Никодимом мы имеем пример великой верности и сострадательной любви. Мы радуемся о победе веры, которая проявила себя как верность в горькую и трудную минуту. Легко быть верным в торжестве и радости, легко было быть верным Господу в день Его торжественного входа в Иерусалим, когда весь народ Его встречал, ликуя и прославляя. А вот остаться верным Ему в день Его позорной смерти — это настоящая верность. Верностью проверяется наше отношение к Богу. Без верности вера невозможна. Сохранить верность Господу в минуты скорби, болезни, страдания, когда опускаются руки и сердце наполняется горечью — это и есть настоящая вера.
В Неделю жен-мироносиц мы прославляем также и всех святых женщин, потому этот день благословенный для каждой христианки. В соборе святых жен есть и матери, и жены, и невесты, и монахини-девственницы, и царицы, и безвестные странницы, и юродивые — по-разному может служить женщина Церкви Христовой. Преемство верности и беззаветной любви ко Христу не пресекается в мире никогда.
Неисчислимое множество христианок на протяжении двухтысячелетней истории Церкви повторили и ныне повторяют этот подвиг. Не этим ли подвигом в недавнем прошлом была сохранена вера среди нашего народа, получавшего знание о Боге от своих матерей и бабушек?
Высоко призвание женщины-христианки в Церкви. Неделя жен-мироносиц — это праздник женского служения Богу и человеку во всех его формах. Это благословение всякого женского труда, всякой женской заботы, как бы скромны они не были, будь то служение ближнему у домашнего очага или воспитание детей. Если тот или иной труд делается с верой и любовью — это есть служение Господу. И никогда никто не должен унывать в этом труде. С любовью к Богу и к людям трудящаяся женщина есть соучастница благословенного дела святых мироносиц и Самой Матери Божией.
Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека — Воскресением Христовым. Праздник женщины-христианки — Неделя святых жен-мироносиц, подлинный женский день. Его долго помнили и праздновали. На Балканах и сегодня в деревнях сохранился трогательный обычай, когда после службы на мироносицкую неделю прихожанки отправляются на кладбище, неся маленькие глиняные сосудики с освященным в храме маслом на могилы своих близких, тем самым, освящая их.
Великое служение женщины — это не почтенная старина, а сегодняшний день, дело доступное для каждой из наших сестер во Христе. Поздравьте в этот день своих матерей, бабушек, жен, сестер, дочерей с праздником всех женщин-христианок и пусть Господь благословит и укрепит их на служение евангельской Правде и Истине.
Подготовил священник Андрей Дудченко