— «Вот хоть и моя жизнь, что за жизнь? Так как-то себе... Вы посудите... пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил... Нет, не к добру!».
Хотя думать, конечно, надо. Расскажу случай. Женщина долго желала иметь ребенка. И вот, наконец, она,— в состоянии ожидания. Но работает она в школе. И в этой школе краснуха. Для тех, кто не знает, скажу, что во время беременности контакт с больными краснухой приводит к тяжелым последствиям для плода. Ребенок обычно рождается тяжелым инвалидом. Это и слепота, и глухота, и многое другое. Обычная и единственная практика в таком случае — прерывание беременности.
Однако православную женщину это решение не устраивает. Она долго думает: как ей быть? Молит Господа о вразумлении. Близкие советуют ей принять рекомендацию врачей. К тому же, муж у нее вовсе не церковный человек и ему совсем непонятно ее колебание. И все же она не может согласиться на убийство, хотя понимает, что, оставив дитя, может лишиться мужа, добрых отношений с родителями, обрекает себя на трудное, очень трудное материнство.
Тем не менее, будущая мама решает положиться на волю Божию и оставить ребенка. Врачи и домашние — в панике. На всякий случай ей делают последний анализ крови на предмет краснухи... И выясняется, что когда-то ранее, незаметно для себя, она перенесла это легкое, вообще-то, заболевание, у нее есть на него иммунитет, и выходит, что сейчас она заболеть краснухой не может. А не прояви она твердости перед этим искушением, все пошло бы по накатанной давно дорожке и мальчишечки у нее бы не было.
Знаю еще случай, когда у беременной четвертым ребенком мамы заболели краснухой ее собственные дети. Несмотря на настойчивость врачей, она также не захотела сделать аборт. Нарочно ездила в Троице-Сергиеву лавру, молилась у Преподобного, просила молиться о себе знакомых, и... Родилась здоровая девочка. Самая замечательная из всех четверых.
Есть еще и вид лекарей, с которыми нужно держать ухо востро. Это всевозможные служители парамедицины. Они не обязательно заявляют о себе как колдуны или маги, последователи древних культов, они даже могут сами заблуждаться по поводу природы своих действий. Их сейчас немало — полумедиков-полумистиков, предлагающих исцеление через какие-то пирамидки, через погружение в чье-то сознание и пр. Причем такая синтетическая врачебно-духовная медицина может предлагаться даже на базе районной поликлиники. Но это враждебная медицина. Ее-то и следует избегать. Несмотря, порой, на прекрасные отзывы и результаты. «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни — заклинаниями, другие амулетами, третьи — какими-либо другими чародейными средствами... а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерять, нежели сделать подобное, это доставит тебе венец мученичества» (свят. Иоанн Златоуст).
У апостола Павла сказано, что сатана, порой, может принимать вид Ангела света. Точно так же современные чародеи и чародейки могут усвоить себе христианскую терминологию и атрибутику. В кабинетах их можно увидеть иконы, свечи, Библию. Они говорят о воле Божией, о благословении. Одна моя знакомая ведь... Не знаю уж, как и назвать ее! Словом, «потомственная целительница», нередко заходит в церковь и своим посетителям говорит, что на «целительную» деятельность ее благословили батюшки. Хотя ни один священник ее на эту деятельность, понятно, не благословлял.
Но именно то, что она бывает в церкви, многих вводит в заблуждение относительно ее занятий. Впрочем, это обычное дело. Можно вспомнить знаменитую Солоху из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Ночью она летает на метле, а в праздники стоит впереди всех в церкви.
Если мы, как говорит святитель, ради страха Божия, откажемся от общения с такими людьми, то сбережем не только душу, но и здоровье. Не помню случая, когда обращение к чародеям, экстрасенсам или бабкам не повлекло бы за собой еще большего несчастья, чем то, от которого они избавили. Пусть даже не сразу, а впоследствии, но некая порча жизни проявлялась.
И не помню также, чтобы мужественный отказ от их «помощи» привел бы к трагедии. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Впрочем, последствием твоего доброго дела (отказа от участия в лечении волшебников) будут не одни только похвалы, но и самое скорое прекращение болезни, потому что и самая доблестная решимость подвигнет Бога к большему благоволению, и все святые будут сорадоваться твоему усердию и из глубины сердца молиться о тебе». Приведу печальную историю. В семье, кстати, в церковной семье заболел мальчик. Несколько раз ущемлялась паховая грыжа. Врачи предложили операцию. Тогда у нас еще была бесплатная и приличная медицина, но родители ребенка на операцию не решились. Страшно было отдавать малыша в больницу на три дня одного. А вот к бабке обратиться у них хватило духа. Хотя к ней тоже идти было страшновато, и поэтому они решили взять благословение на свой поход. Вопрос благословения стоял не совсем обычно: «Если благословят, то пойдем к бабке, а если не благословят, то тоже пойдем к бабке».
Словом, к бабке они сходили. И первый год никаких рецидивов с грыжей у ребенка не было. Но через год, когда про болезнь уже стали забывать, произошло ущемление, да еще так неудобно, некстати, что мальчик чуть не погиб. И операцию делать все же пришлось. Но уже не спокойную плановую операцию, а более сложную.
История на этом не закончилась. Через несколько лет отец мальчика поднял что-то очень тяжелое и, как говорят, надорвался. У него тоже ущемилась грыжа. Это было внутреннее ущемление, и он не знал, отчего у него несколько дней болит живот. Начался перитонит, и операция была очень непростой. Последствия ее он переживает до сих пор.
Быть может, эти два ущемления и две хирургические операции не имеют между собой ничего общего, а может, и есть нечто, что связывает их.
Говорят, что многие так называемые «бабки» на своих сеансах или приемах читают молитвы. Но если вслушаться в слова этих «молитв» или заклинаний, то станет ясно: хотя и употребляются там имена Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых, но не к ним обращена просьба о помощи, а к их преследователям. Чтобы не вводить в соблазн читателя, я не стану приводить здесь тексты таких заговоров, но поверьте, не к Сыну Божию и не к Богородице адресованы они.
Правда, отвергая услуги таких «целителей» как экстрасенсы, маги всяких белых и черных магий, колдуны и последователи древних или современных культов, излишне принципиальные христиане порой могут найти «духовную заразу» и там, где ее нет.
Например, кое-кто, узнав, что основоположником гомеопатии был мистик, мягко говоря, не православных взглядов, даже слышать не хочет об этом направлении медицины. Мне кажется, что это неверно. Гомеопатические средства не содержат в себе ничего мистического, колдовского. Это микродозы различных веществ, про которые известно, что они оказывают то или иное действие на те или иные органы или ткани. Действие это установлено опытным путем, а дозировка вещества настолько ничтожна, что иногда в той горошине, что предлагает вам врач, находится всего лишь считанные молекулы препарата. Навредить гомеопатическими лекарствами почти невозможно, разве что в тех случаях, когда вы неверно определили, что у вас за болезнь. Или когда требуется более радикальное лечение, например — операция.
Отвергать гомеопатию, ссылаясь на дурную репутацию ее основателя, так же неразумно, как отказываться от риса, выращенного в мусульманских странах или не пользоваться компасом, изобретенным язычниками Китая.
Сейчас разрабатывается и предлагается множество новых методик для лечения болезней. Методик удобных именно для самостоятельного домашнего пользования. Кто-то занимается очищением организма, кто-то лечится монодиетой, кто-то пьет настойку сабельника, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то в восторге от ароматерапии. И отлично! Если вам помогает сабельник, пейте сабельник, если хорошо от гимнастики — делайте гимнастику. И если вам становится лучше, не забывайте благодарить Бога.
Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил, в основном, словом. Кстати, существует версия, что само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы успешно пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами, с помощью Церкви.
Наше православие не должно быть препятствием ни к общению, ни к сотрудничеству с врачом. И откуда знать, может быть, приняв помощь и доверившись доктору, который не без воли Божией оказался рядом с нами в тяжелое для нас время, мы сами как-то повлияем на его судьбу, приведем его к вере. И такие случаи были. Мне знакомы верующие врачи, на церковность которых оказали влияние именно их пациенты.
Духовная составляющая
«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду» (свят. Василий Великий).
Верующему человеку есть что добавить к искусству врача. Мы уже говорили о исповеди и причастии во время болезни. О молитве. Но есть и еще духовные средства.
Это, конечно, святая вода. Крещенская утром натощак и вода с молебна, который могут заказать ваши родственники. Например, с молебна великомученику и целителю Пантелеймону. Или врачам-бессребреникам Косьме и Дамиану. Воду с молебна в болезни можно пить и днем, и после еды. Некоторые употребляют воду, взятую на святых источниках. И она, если ее пить с благоговением, тоже приносит пользу.
Не забудьте про просфору. А есть и еще святыня, которую хранят православные нарочно на случай болезни,— артос. Кусочек благословленного хлеба, который раздают после Пасхи, в субботу Светлой Седмицы, в церкви. Крупицы артоса с богоявленской или крещенской водой потребляют, как и просфору — натощак. Употребляют в болезни и святое масло. Это масло освящается у святых икон или у мощей. Есть немало случаев, когда больные получали исцеление, помазываясь таким маслом. Его можно также принимать и внутрь.
Не только масло или вода, но и песок, взятый на святом месте, при вере нашей может оказать благотворное действие.
«Православный христианин обращается лицом к святым иконам — Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих — для того, чтобы наглядно показать свою веру в присутствие их, в близость их к себе; святые иконы реализуют, осуществляют веру нашу православную, а без святых икон мы как бы висели в воздухе, не зная, кому молимся».
Замечательные слова св. прав. Иоанна Кронштадтскоro! Духовной жизни необходимы и образ и действие.
Таким образом, иконой могут быть и святые храмы, монастыри и места подвигов угодников Божиих. Множество паломников едут ежегодно, чтобы увидеть святыню, помолиться на святом месте. Бог, конечно, везде один, и угодникам Его молиться можно на всяком месте. Преп. Серафиму Саровскому молятся и в Москве, и на Камчатке, и в Америке, и в Китае, и в Антарктиде, но с каким теплым чувством вкушают сухарики, высушенные в котелке Преподобного, привезенные из Дивеева! Они как личное благословение святого.
У чудотворных икон, у святых мощей, в местах жизни святых угодников собирают и записывают случаи чудесной помощи. В иных местах таких записей собираются целые тома.
В Евангелии упоминается «женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11). Причиной болезни был назван диавол: «связал сатана вот уже восемнадцать лет», а освобождение от «духа немощи» пришло от Спасителя. Так от Христа, от единения с Ним, вместе с церковной жизнью, с церковными Таинствами, приходит освобождение многим людям. автор: Прот. Сергий Николаев. За утешением к батюшке. М., 2005
/www.pravmir.ru/">Православие и Мир