Сердце издавна привлекало к себе внимание исследователей, не только как орган, занимающий центральную позицию в системе кровообращения, но и как источник поддержания жизни. Еще ученые эпохи Возрождения в экспериментах на животных обратили внимание, что сердце может проявлять двигательную активность, работая изолировано, вне связи с организмом. Долго этот феномен был необъяснимым, что способствовало формированию мистического отношения к сердцу. Отчасти пониманию этого феномена способствовало открытие Л. Гальвани в 1791 году т.н. животного электричества.
Многим позже в ХІХ веке было открыто, что сердце обладает своей собственной «нервной системой», состоящей из узлов задающих автоматический ритм импульсов и проводящей системы, обеспечивающей прохождение двигательного импульса к каждой мышечной клетке сердца. В 1848 году Э. Дюбуа-Реймон предпринял попытку теоретического обоснования биоэлектрических явлений, происходящих в сердце, предложив так называемую электромолекулярную гипотезу возникновения обнаруженных им в мышце токов покоя и токов действия, за счет наличия полярно заряженных молекул-диполей, меняющих свою ориентацию при возбуждении. А в 1887 году Уоллер зарегистрировал электродвижущую силу сердца живого человека при помощи капиллярного электрометра, сконструированного им же в 1875г. и тем самым доказал, что тело является проводником, окружающим источник электродвижущей силы – сердце. А датой рождения методики исследования биотоков сердца, именуемой ныне «электрокардиография», можно считать 1903г., когда голландский физиолог, профессор Утрехтского университета Виллем Эйнтховен, когда после 7 летних экспериментов со струнным гальванометром смог записать первую электрокардиограмму здорового человека.
Принцип работы прибора был таков: электрический ток от электродов, расположенных на поверхности тела, проходил через кварцевую нить. Нить была расположена в поле электромагнита и вибрировала, когда проходящий по ней ток взаимодействовал с электромагнитным полем. Оптическая система фокусировала тень от нити на светочувствительный экран, на котором фиксировались ее отклонения. Первый электрокардиограф был весьма громоздким сооружением и весил около 270 кг. Его обслуживанием были заняты пять сотрудников. Эта запись произвела настоящую революцию в медицине – впервые в руках врача оказалась методика, позволявшая столь широко оценивать функциональное состояние сердца. Эйнтховен предложил и так называемые стандартные отведения от конечностей, позволявшие получать аналогичные ЭКГ-записи у различных по возрасту и полу людей, что позволило стандартизировать критерии той или иной патологии.
Позже, в 1925г. Гольдберг, предложил оценивать усиленные отведения: две руки – нога, рука-нога-рука, что позволило более четко улавливать минимальные изменения в работе сердца. Предложенные и обоснованные Вильсоном в 50-х годах ХХ века дополнительные грудные отведения позволили не только верифицировать патологию сердца, но и более четко понимать топическую локализацию данного процесса. Сам электрокардиограф за 100 лет уменьшился до размеров небольшой книжки, и может анализировать основные интервалы и зубцы, их регулярность. ЭКГ-методика получила широкое распространение, и даже в самой небольшой поликлинике или амбулатории можно найти аппарат ЭКГ. Такая популярность обусловлена огромными диагностическими возможностями метода, его дешевизной, и при этом исследование, в отличие от рентгенографии или же ультразвука абсолютно безвредно для организма человека.
Электрокардиограмма записывается следующим образом: пациенту на определенные точки наклеиваются около 10 электродов, в течение 5-10 мин. на термобумаге фиксируются, в виде графических комплексов, изменения электропотенциала сердца. Обычно скорость движения бумаги при записи ЭКГ - 25 мм/сек, то есть 1мм пленки равен 0, 04 сек. Иногда для более детальной записи используется скорость 50 мм/сек. После чего врач оценивает размеры и форму стандартных зубцов, длительность основных интервалов, регулярность комплексов. Это позволяет выявлять и определять локализацию источников внеплановых сокращений сердца (экстрасистолий) и оценить характер нарушений ритма (аритмий). Кроме этого на самых ранних стадиях не только верифицируются ишемические поражения сердца (стенокардии и инфаркт), но и с определенной точностью говорится о зоне поражения (передняя, задняя боковая стенка, межжелудочковая перегородка), от чего зависит выбор лечебной тактики. Кроме этого для расширения диагностических возможности ЭКГ прибегают к длительной ее записи, так называемому мониторированию ЭКГ по Холтеру в течение 24-48 часов. При необходимости оценить, возникают ли на ЭКГ у пациента изменения, характерные для ишемической болезни сердца, проводят тест с дозированной физической нагрузкой при помощи велоэргометра или бегущей дорожки.
Кому же показано проведение ЭКГ? Тем, у кого подозревается заболевание сердца или высок его риск (курение, для мужчин – возраст после 40 лет, гиперхолестеринемия, перенесенные инфекции), при ухудшении состояния больных с кардиальной патологией – появлении болей в области сердца, развитии или усилении одышки, возникновении аритмии. ЭКГ проводится перед любыми оперативными вмешательствами, при заболеваниях внутренних органов, эндокринных желез, нервной системы, болезней уха, горла, носа, кожных заболеваниях, при подозрении на вовлечение сердца в патологический процесс. Запись ЭКГ необходима для экспертной оценки шоферов, пилотов, моряков и т.д., при наличии профессиональных рисков.