Иверия (Картли), Колхида (Эгриси), Сакартвело — названия древних царств и княжеств, находившихся на территории современной Грузии. Великие империи ассирийцев, вавилонян, гуннов, хазар и скифов исчезли с лица земли, а их народы растворились в истории. А Грузия, на протяжении пятнадцати веков разрушаемая и уничтожаемая многочисленными завоевателями выстояла и сохранила в своём сердце Христа и Православие.
Толкователи Священного Писания говорят, что Небесная Церковь участвует в Божественном Промысле о народах мира и что каждой стране, народу и племени даны Ангелы-хранители. Ангеломхранителем Грузии стала Сама Царица Небесная. После Вознесения Иисуса Христа Апостолы собрались, чтобы решить, в какую страну идти каждому из них. Дева Мария захотела принять участие в апостольской проповеди, и Ей выпал жребий — Иверия. Однако по воле Спасителя Богородица осталась в Иерусалиме, а в Грузию отправился Святой апостол Андрей Первозванный. Вместе с ним учение Христа проповедовали апостол Симон Канонит (похоронен в селе Команы в Грузии) и апостол Матфий (похоронен в Гонио — вблизи современного Батуми).
Апостолы посеяли первые семена христианства на грузинской земле, но только спустя два века Матерь Божия просветила Иверию через Свою избранницу — равноапостольную Нину. Святая Нина (по преданию родственница Георгия Победоносца) была родом из Каппадокии (территория от современной Анкары на западе до Армении на востоке), но с 12 лет жила при храме в Иерусалиме. Явившись Нине во сне, Богородица благословила её на апостольский подвиг просвещения Грузии, вручив крест, сплетенный из виноградных лоз. Проснувшись и увидев в руках у себя крест, святая Нина отрезала свои волосы и обвязала его ими, показывая, что вся её жизнь отныне будет посвящена служению Иисусу Христу (по обычаям того времени, раб, обретая себе нового хозяина отрезал и отдавал ему клок своих волос). Получив благословение у Иерусалимского патриарха она отправилась в Иверию, где своей жизнью, проповедью, чудесами и исцелениями обратила в христианство множество людей, в том числе и царя Мириана, который вместе с Ниной в 326 году крестил большую часть населения.
В Тбилиси, в кафедральном Сионском соборе, хранится крест из виноградной лозы, обвитый волосами святой Нины. Лоза стала символом Грузинской Церкви. От времени её ветви согнулись, словно под тяжестью, которую несла Грузинская Церковь в многовековой борьбе с язычеством, маздеизмом (религией соседней Персии) и исламом. На протяжении всей последующей истории, вплоть до конца 18 века Грузия вела борьбу с врагами, стремившимися не просто захватить страну, а в первую очередь искоренить в ней христианство.
Ни у одного другого народа нет такого количества мучеников и исповедников. Среди прославленных в лике святых Грузинской церкви множество царей, князей и обычных людей, которые своим патриотизмом и христианским самопожертвованием стали примером беззаветного служения Христу. Все они понимали, что земная жизнь – ничтожно малый отрезок времени, смерть настигает каждого человека, и только достойная жизнь с пламенной верой в Иисуса Христа помогут обрести вечную жизнь.
… V век, Ражден, перс из рода Сасанидов, ближайший соратник царя Вахтанга Горгасала, приняв христианство в Грузии, остался до смерти верен Христу и своей новой отчизне. Во время войны с Персией царь поручил ему защищать подступы к Мцхета (древней столице Грузии). Ражден одержал несколько побед, но в одной из битв был взят в плен. Персидский шах уговаривал его вернуться в маздеизм, но Ражден ответил: «Твои обещания — прах и дым, а смерть за Христа — бессмертие». По приказу шаха Раждена били по лицу, рвали волосы, выбили молотом зубы, влачили по земле, так что тело его превратилось в сплошную рану, но никакие пытки не вырвали у него стон или мольбу о пощаде. Понимая, что он проигрывает бой с безоружным и истекающим кровью пленником шах отпустил Раждена во Мцхета попрощаться с родными, взяв клятву, что он вернется назад в назначенный для казни день. Он надеялся, что тот нарушит слово и останется, оказавшись таким образом трусом и лжецом в глазах грузин и персов. Но Ражден избрал участь мертвого льва, а не живого пса. Он приехал во Мцхета, благословил детей, попрощался с родными и друзьями, раздал милостыню нищим и поспешил возвратиться в персидский стан. Персы продолжили истязания, а когда устали пытать, то привязали его к кресту и расстреляли из луков. Мощи Раждена были положены в Икортском монастыре, и сразу же началось почитание его как святого, поэтому Грузинская Церковь назвала Раждена первомучеником.
… VII век мусульмане завоевали Персию. Халиф Мурван-Кру, которого за жестокость называли «глухим», преследуя армянского царя Сумбата через Сурамский перевал вторгся в Западную Грузию. Недалеко от Кутаиси ему преградили путь войска грузин под предводительством князей-братьев Давида и Константина. Силы были слишком неравны, после долгой и кровопролитной битвы грузинские князья попали в плен. Мурван-Кру решил обратить князей в ислам, и предложил им отречься от Христа, обещая взамен богатства и высокие должности. К ним посылали имамов, которые говорили: «Мы не язычники, а верим в единого Бога, как и вы, поэтому вы не отречетесь от Бога, перейдя в ислам». Давид и Константин ответили: «Христос наша жизнь, а отречение от Него — вечная смерть. Не все ли равно, где утонуть — на середине моря или у самого берега». Тела князей резали клинками, прижигая раны огнем, их вешали вниз головой, вливая им в ноздри уксус, и наконец, обезглавили. В последней молитве князья просили Бога не разлучать их после смерти и исполнять молитвы и прошения тех, кто будет призывать их на помощь. К телам казненных братьев привязали тяжелые камни и бросили в Риони, но произошло чудо: тела всплыли на поверхность и пристали к берегу. Воины из дружины князей, скрывавшиеся от арабов в окрестностях Кутаиси, подняли их из воды и похоронили на уступе скалы над обрывом, на месте, которое казалось предназначенным для крепости, защищающей подступы к городу. Впоследствии над их могилой был основан монастырь, названный Моцамета — обителью мучеников. Их кости лежат в одной гробнице, подножием которой служат деревянные львы.
… 1226 год хорезмский шах Джалал-эд-дин завоевав Тифлис (Тбилиси) решил обратить его жителей в ислам или превратить город в чашу крови. С Сионского собора сбросили купол и вынесли на Метехский мост иконы. Христиане Тифлиса должны были рядами переходить по мосту на другую сторону реки и в знак отречения от Христа плевать на лики икон, которые они всю жизнь почитали, перед которыми с детских лет молились и просили у Бога благословения. Вдоль перил стояли хорезмийцы с обнаженными мечами, рубили тех, кто отказывался предать веру предков мечами и сбрасывали с моста раненых и мертвых. Историки говорят, что иконы были залиты кровью мучеников, а по трупам можно было перейти с одного берега на другой, не замочив ног в воде. Мировая история не знает такого примера самопожертвования, одновременно более 100 000 жителей Тифлиса приняли мученический венец.
… 1616 год Во время нашествия шаха Аббаса были замучены более 600 монахов Давид-Гареджийского монастыря.
Это лишь несколько примеров духовного подвига сынов Грузии, которые на протяжении кровавых столетий защищали территорию своей Родины, и её душу Грузинскую Православную церковь.
Иногда казалось, что все кончено, страна завоевана и разделена, храмы разрушены, а народ поставлен на колени. Но милость Царицы Небесной была с Грузией и Ее омофор (длинный узкий платок, который носили иудейские девушки) защищал многострадальную страну, так же, как когда-то защитил людей, молившимися во Влахернском храме, во время осады Константинополя (праздник Покрова Пресвятой Богородицы). Кровавая полоса в истории Грузии закончилась в 1783 году, когда она, при царе Ираклие II вошла в состав единоверной России.
В древней столице Грузии – Мцхете есть собор, известный под именем «Свети-Цховели» (в переводе «Живоносный Столп»), — мать грузинских церквей, в котором, по преданиям хранится священная реликвия — хитон Господень, который был соткан руками Пречистой Девы Марии и обагрен кровью Спасителя на Его крестном пути от Гефсимании до Голгофы. Из-за этой святыни Мцхета назвали «вторым Иерусалимом». Согласно сказаниям грузинских хроник, первая по времени святая Грузинской Церкви — блаженная Сидония, мцхетская иудейка, жившая в начале I века нашей эры, не видела Христа, но, услышав о Нем, поверила в Него сразу как в Мессию. Когда ее брат Элоиз вместе с паломниками отправился в Иерусалим (в год казни Спасителя), она попросила его привезти с собой во Мцхета, как великое благословение, какую-нибудь вещь, принадлежащую Христу. Элоиз находился у Голгофы при распятии Спасителя, он купил Его Хитон у одного из воинов-совершителей казни и привез это бесценное сокровище во Мцхета. Святая Сидония встретила брата у ворот. Он рассказал ей, что произошло на Голгофе, и отдал Хитон. Сидония прижала Хитон к груди и от скорби о крестных страданиях Спасителя и огромной благодати, исходящей от Хитона Господня, умерла. Узнав об этом, царь Амазаер захотел взять Хитон, чтобы самому облечься в него, но никто не смог разжать рук мертвой девушки. Ее погребли в царском саду вместе с Хитоном на груди. На этом месте вырос кедр, простоявший три столетия. После провозглашения христианства в Грузии государственной религией царь Мириан, еще в годы жизни просветительницы Грузии святой Нины, приказал срезать это дерево и построить здесь храм «Свети-Цховели». Часть кипариса применили для строительства храма, а из оставшейся части сделали кресты, один из которых и сегодня бережно хранится в Мцхетском соборе.
Хитон Господень — это самая великая святыня Грузинской Церкви. В Евангелии говорится о том, как страдающая неизлечимой болезнью женщина, подойдя в толпе к Спасителю, тайно прикоснулась к Его Хитону и мгновенно исцелилась от недуга (Лк. 8, 43-48). И сегодня исцеления от Хитона Господня получают те, кто приходит к нему с верой и благоговением.
Собор Свети-Цховели, где хранится Хитон, это сердце Грузинской Церкви, закованное в камень и гранит. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви. Мы верим, что вместе с ней радостно выйдут встречать Христа миллионы мучеников, исповедников и просто православных христиан, достойно проживших свою жизнь – карты, сваны, мегрелы, осетины, русские, украинцы и все национальности. И сожмутся от черной тоски и безысходности сердца всех безумных правителей и их помощников, пытавшихся, в погоне за деньгами, властью, территориями и сферами влияния, прикрываясь красивыми лозунгами, поссорить и натравить друг на друга единоверные православные народы.
Олег Гриб