В начале 20-х годов по всей России гремела слава профессора-офтальмолога В.П. Филатова, который, проводя операции на глазах, возвращал зрение многим безнадежным больным. Однажды к профессору обратилась крестьянка с двухлетним слепорожденным сыном. Филатов, обследовав ребенка у себя в клинике, объяснил матери, что излечить ребенка он не может и что в данном случае медицина бессильна.
Огорченная мать обратилась к настоятелю Свято-Николаевской портовой церкви отцу Ионе Атаманскому и попросила его помочь. Девять суток простоял отец Иона на молитве, днем и ночью служа молебны и акафисты и ежедневно причащая ребенка. На 10-й день ребенок прозрел на руках матери. Весть о чудесном исцелении облетела всю Одессу, взбудоражив население. Советская власть решила устроить показательный суд, с разоблачением мнимого чуда. Отцу Ионе инкриминировали подмену ребенка и шантаж. В качестве свидетеля обвинения на суд вызвали Филатова. В. п. осмотрел мальчика и был поражен. На суде он заявил, что это именно тот ребенок, которого он обследовал и подтвердил, что произошло невозможное. Судьи стыдили Филатова и призывали его опровергнуть факт исцеления, но профессор твердо стоял на своем. Дело закрыли ввиду отсутствия состава преступления. Вскоре после этого один крестьянин, услышав о силе молитв о. Ионы, привез к нему своего 12-летнего сына, слепого от рождения. Батюшка отправил их к Филатову. Владимир Петрович осмотрел мальчика и сказал, что помочь тому может только чудо. Родители вернулись в Свято-Николаевскую церковь. Отец Иона начал молиться о ребенке и ежедневно причащать его. Через две недели мальчик прозрел. После этого случая Филатов стал посещать о. Иону и стал его духовным чадом. Впоследствии, когда Владимира Петровича спрашивали, как он нашел способ пересадки тканей, профессор отвечал: «При помощи молитв отца Ионы».
Иона Моисеевич Атаманский родился в г. Одессе 27 сентября 1855 года. Он очень рано потерял родителей и был выброшен на улицу, где и жил некоторое время. Питаться ему приходилось остатками еды, которые он собирал в ящиках для мусора. Спустя некоторое время его дядя, а потом и бывшая няня, приютили ребенка и отдали в школу. После школы мальчик продолжил обучение в духовном училище, и, вскоре после его окончания, в 1886 году был рукоположен в сан священника.
Первым местом служения о. Ионы было село Кардашовка Одесской губернии, население которого состояло в основном из баптистов. В результате его восьмилетней деятельности двести сектантов вместе со своим пастором стали православными христианами.
С 1897 года начинается служение отца Ионы в Свято-Успенском, а с 1901 года в Свято-Николаевском храме г. Одессы. Вдохновляя всех своей верой, благочестием и служением отец Иона заслужил преданную любовь прихожан. Все стремились прийти на раннюю литургию, которую он обычно служил, и ловили каждое его слово. Верующие чувствовали в нем великого молитвенника. Он прекрасно знал людей, читал их мысли, проникал в их души. Всех своих духовных чад праведник знал по имени, и умело направлял к добродетельной жизни, к искреннему раскаянию в грехах. Во время бури о. Иона всегда был в храме и молился за людей, находящихся в море. Кроме того, каждую ночь он вставал на молитву за своих духовных детей, практически не оставляя себе времени для сна. Помня свое голодное детство о. Иона покровительствовал нуждающимся. Двери его дома были открыты всегда и для всех. Он заботился о сиротах, многих из них кормил, одевал. Его стараниями при храме были организованны странноприимная, приют и столовая для нищих, он наладил у себя в общине систему благотворительности. При этом он не только помогал материально представителям беднейших слоев, но и приучил их к говению, а многих спас от неверия и обратил на путь спасения.
Один афонский монах говорил: «Случилось раз мне быть вместе с отцом Ионой. Сердце мое наполнилось при его присутствии неизреченным миром и неизъяснимой радостью». Все, кто продвинулся в духовной жизни, ощущают радость и великий подъем духа при встрече с человеком, находящимся в благодати Святого Духа. Поэтому так легко и радостно было людям молиться вместе с о. Ионой. Он сам очень часто приобщался Святых Таин, и у него всегда причащалось много народа. Приезжавшие к нему всегда говели по его благословению, подобно древним христианам, которые причащались очень часто.
Несмотря на то, что Иона Атаманский принадлежал к белому духовенству, был женат, имел девять детей и много внуков, киевские православные подвижники того времени говорили о нем: «Мы, монахи, его не стоим, он намного выше нас». Постоянная молитва и строгое воздержание еще при жизни сделали его настоящим святым. Он получил от Бога дар прозорливости — видел будущее как настоящее, и его духовные дети, зная об этом, без благословения о. Ионы не начинали никакого важного дела или предприятия. К сожалению, статья не может вместить рассказы обо всех случаях экзорцизма (изгнания бесов) и выздоровления неизлечимых больных, произошедших по молитвам отца Ионы. Тем более, что после его смерти в 1924 году такие случаи продолжали происходить на могиле старца, а впоследствии в Свято-Успенском кафедральном соборе, куда его мощи были торжественно перенесены после канонизации, как местночтимого святого, в 1995 году.
Апостол Павел говорил: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13: 2-3). И вся жизнь святого Ионы Атаманского чудотворца была служением любви к ближнему, которое по необходимости принимало формы проповедей, духовничества, благотворительности или чудесных исцелений.