За последние двадцать лет Православное христианство в Украине пережило небывалый подъём. Однако, в последние годы, часть наших соотечественников, к сожалению, вновь начала отдалятся от Церкви.
Основная причина этого то, что современный человек, воспитанный в эру научно-технического прогресса, информационных технологий и «демократических ценностей» не понимает и соответственно не принимает внешнюю часть Православия – крещение, исповедь, причащение, и непонятные службы в храмах, которые первое время невозможно даже просто выстоять до конца. В результате часть украинцев вспоминает о том, что они Православные только во время празднования Рождества и Пасхи, забегая на 10 минут в ближайший храм поставить пару свечек и освятить паски. Некоторые же люди, полностью отвергая все обряды, считают, что повседневная доброта и исполнение христианских заповедей уже делают их Православными. На самом деле примерно похожие морально-этические составляющие характерны для многих религий и не отражают сути Православного христианства. А для того, чтобы попытаться объяснить доступным языком его цель, удобнее всего прибегнуть к сравнению.
Представьте себе современную клинику, в состав которой входят десятки отделений, и для полноценного функционирования которой необходимы сотни штатных единиц медицинского персонала. Поместите в неё умирающего туземца-пигмея из джунглей Амазонки с проникающим ранением брюшной полости, выросшего в джунглях и никогда не соприкасавшегося с цивилизацией. Из-за отсутствия базовых знаний и примитивного уровня развития, он, скорей всего, не сможет понять, куда попал, кто эти высокие белые люди в белых одеждах, что представляют собой диагностические исследования, зачем нужна операция, и почему ему надо принимать антибиотики для профилактики инфекционных осложнений. С точки зрения несчастного туземца, все, что происходит вокруг – это насилие над его свободой, поэтому он будет стараться всеми возможными способами сопротивляться происходящему или, парализованный мистическим страхом, впадет в оцепенение. Он не сможет осознать происходящее, всё что он может – это просто поверить в медицину и довериться персоналу клиники. В его повседневном мире отсутствует понятие медицины, и люди с аналогичными травмами просто погибают в течение нескольких дней. Он тоже смирился со своей гибелью, не зная, что существуют другие варианты развития событий и не понимая, что, соблюдая установленный в клинике распорядок и, выполняя все назначения врачей, он сможет на какое то время победить смерть.
Именно победа над смертью и стремление обрести жизнь вечную и есть настоящая цель всех православных. Проходя через весь Новый Завет это наиболее полно и точно описывается в 15 главе 1-го послания апостола Павла к Коринфянам: "Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие." (1 Кор. 15, 53).
Не только внешние действия и обряды, но дела и вера в личное бессмертие, которое стало достижимо для каждого из нас благодаря воплощению, крестному страданию, смерти и, наконец, воскресению Господа Иисуса Христа являются основой и сутью Православного христианства.
При этом нельзя забывать, что Таинства церкви (крещение, причастие и др.) и выполнение заповедей – важные шаги на пути человека к бессмертию. Нельзя выбирать в Православии понравившиеся или удобные для тебя моменты и ожидать получения результата. Представьте себе, например, туземца из нашей истории, соглашающегося только на общий анализ крови, категорически отказывающегося от операции и приема антибиотиков, хорошо относящегося к медперсоналу и соседям по палате, и рассчитывающего, что это принесет ему полное выздоровление.
Важно помнить, что в Православии говориться не только о бессмертии души, которое присутствует в большинстве религий, и в которое сегодня готовы поверить большинство атеистов. Православные христиане верят и в то, что благодаря воскресению Иисуса Христа стало возможным воскресение мертвых, которое обязательно произойдет в будущем и станет началом новой эры в жизни человечества: "Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.", "По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Эфесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1 Кор. 15, 13-14, 32).
Православная вера в воскресение мертвых – это не слепая вера темных и невежественных людей. Вот как это представлял себе выдающийся хирург, ученый с мировым именем архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): "…Считают невозможным восстановление и воскресение тел, совершенно уничтоженных тлением, или сгоревших, превратившихся в прах и газы, разложившихся на атомы. Но если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая во все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего воскресения по гласу трубы архангеловой восстановится связь бессмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится организующая и творящая форму власть духа? Ничто не исчезает, а только видоизменяется…"
Если продолжить рассуждения профессора, то тело человека при воскресении должно воссоздаваться в том виде, в котором оно было когда дух был наиболее тесно связан с телом, то есть, когда человек был в наилучшей физической форме. Во времена Войно-Ясенецкого генетика только делала первые шаги, поэтому большинство врачей и ученых были не готовы к восприятию подобных взглядов. Сегодня же, когда ученые, используя одну клетку организма, могут воссоздать (клонировать) его копию, слова, сказанные архиепископом Лукой, звучат вполне научно, и просто говорят о качественно новом уровне знаний, пока недоступном человечеству.
У кого-то может возникнуть вопрос, почему достижение бессмертия человеком и грядущее воскресение мертвых стали возможны только после Крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа? Наиболее полно на него ответил в одном из своих интервью известный Православный миссионер, диакон А. Кураев: "Представьте себе матрицу: мастер-копию фильма или пластинки. С нее делаются миллионы копий. Если на оригинале появилась царапина, то дефект неизбежно будет и на всем тираже. Можно пытаться исправлять каждый экземпляр по отдельности, но дело это неблагодарное, а часто и невозможное, тем более, что с испорченной матрицы делаются все новые и новые экземпляры. Адам – первый человек – как раз и стал такой “матрицей”. Как в случае с поврежденным диском, так и в случае с Адамом “мутация”, произошедшая с ним, происходит со всеми его потомками, потому что по человеческой природе мы все – его точные копии.
Единственный выход здесь – исправить оригинал, матрицу, то есть самого Адама. Именно в этом и заключалась миссия Христа, именно поэтому Церковь называет Христа “Вторым” или “Новым Адамом”, освобожденным из-под гнета греха, копившегося на земле в течение тысячелетий. В ситуации искушения “Новый Адам” повел Себя иначе, нежели наш общий предок.
Христос восстановил в Себе исходную, замысленную Автором “матрицу” человечности. Каждый из нас только обломочек Человека, “недочеловек”, ведь никто не владеет всеми потенциями и талантами, на которые способна человеческая природа. Такая полнота была только в первом человеке – Адаме, и такая же полнота есть во Христе. Только в них возможно единство человеческой “сущности” и конкретного “существования”. И потому произошедшее с ними происходит и с каждым из нас.
“Матрицу” испорченной человеческой природы Христос проводит через переплавку. Безусловно, любая аналогия несовершенна, и компьютерный диск не переплавишь. Но в древности были совершенно другие технологии, поэтому церковные писатели и говорят о переплавке. Дело в том, что если в мече появлялась какая-то ненужная примесь, и он из-за этого становился слишком ломким, то его расплавляли и перекаливали, отделяя ненужную примесь. Христос перекаливает в Себе примесь греха, присущую нам. Но когда меч расплавляют, он временно теряет привычную форму, можно сказать, что он на время умирает. Христос тоже проводит “человеческую матрицу” через смерть, через распад на кресте. Но тут же воссоздает ее в чуде Пасхи (Воскресения). Воскрешенную и обновленную “матрицу” Он пробует передать нам. Но если мутация Адама навязывается человеку (злу всегда свойственно навязываться), то воссоздание навязано быть не может. Оно начинает действовать только с согласия каждого из нас, если мы готовы принять в себя Христа, Его воскресшие, обновленные Тело и Кровь (Таинство Причастия-авт.)."
Может возникнуть вопрос, почему в Библии так мало описывается цель Воплощения Господа Иисуса Христа и не расписаны подробно "механизмы" Спасения? Вернемся, опять, к истории с туземцем, помещенным в клинику – для того, чтобы спастись ему, как и любому другому пациенту, не нужны лекции по хирургии или лабораторной диагностике, он должен просто поверить в медицину и четко выполнять все, что от него требуют в больнице.
У большинства людей, погруженных в повседневные заботы и изнемогающих от соблазнов, нет времени и сил, чтобы постигать тайны мироздания. Как бы не пыжилась современная наука, последние открытия часто показывают, что наши представления об окружающем мире все еще крайне скудны и несовершенны. Поэтому огромное восхищение вызывает Православная Церковь, которая на протяжении двух тысяч лет дает возможность спастись и обрести настоящее бессмертие всем, кто приходит в неё с верой, становится ее частью, участвует в ее жизни, Таинствах и благоговейно исполняет все заповеди Христовы.