А в чем сила, брат?
Из кинофильма «Брат 2»
Задумываясь о смысле жизни и размышляя о вере, человек, рано или поздно, обнаруживает в своей жизни присутствие Силы. Высшей Силы, мудрой и всемогущей, которая создала все, что нас окружает. Это Она вдыхает жизнь в скопления клеток и тканей, подталкивает нас к развитию и постоянно заявляет о своем присутствии чудесами, которые мы не хотим замечать.
Большинство людей не обращают внимания на эту Силу, прячась от неё за работой, семьей, деньгами или их отсутствием, сексом, спортом, водкой, азартными играми… Некоторые пытаются овладеть Силой – увлекаются восточной философией, каббалой, йогой и магическими практиками, выбрасывают деньги на занятия сайентологией и поют «Харе Кришну», ездят в Индию и Тибет… Но и те, и другие, оставшись наедине с самим собой, испытывают непонятную грусть и тревогу. Это наша душа тоскует об утраченном единстве с Богом, хочет принять в себя исходящую от Него Силу (Благодать) и обрести мир и покой. Как растение начинает увядать без исходящих от солнца потоков невидимой энергии (которое не заменят никакие искусственные источники света), так и человек не может быть счастлив вне потока Божественной Силы. И один из самых мощных её источников доступен каждому из нас – это Таинство Причащения или Евхаристия (от греч Благодарственная жертва), совершаемое в Православной Церкви во время Литургии (богослужения).
Впервые это таинство было совершено во время последнего ужина Иисуса Христа со своими учениками, известного нам, как Тайная вечеря: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 26-28). Причастив апостолов, Иисус дал заповедь всегда совершать это Таинство: «сие творите в мое воспоминание» (Мф.26, 26-28).
Таинство Святого Причастия является основой христианства. Ведь изначально церковью называлось место, где первые христиане собирались для совершения Евхаристии, называемой в те времена Преломлением Хлебов. Согласно учению Православной Церкви, во время Литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, прелагаются (преобразуются) в настоящие Тело и Кровь Иисуса Христа.
Ланчанское чудо.
Постижение Таинства Святого Причастия превосходит возможности нашего разума. Ярким подтверждением тому служит случай, произошедший в V111 веке в церкви итальянского города Ланчано. Во время совершения Таинства Евхаристии преломляемый хлеб в руках священника. на глазах у народа, превратился в тонкий срез мышечной ткани человеческой Плоти, а вино в чаше – в Кровь. В 1970-71 годах профессор анатомии, гистологии и клинической микроскопии Сиенского университета Одоардо Линоли, со своим коллегами, провел исследования Крови и Плоти, материализовавшихся во время Евхаристии и хранившихся почти тринадцать веков в церкви Сан-Легонций, и пришел к следующим выводам: «Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с V111 века, представляют собой человеческие плоть и кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержащим миокард, эндокард и блуждающий нерв. И Плоть, и Кровь относятся к 1V (АВ) группе крови (к ней же относится и кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице)». Ученых удивило, что Плоть и Кровь более двенадцати веков сохраняются без искусственной защиты и специальных консервантов. Однако, наибольшее изумление вызывают пять шариков, образованных свернувшейся Кровью: каждый из этих шариков в отдельности весит столько же, сколько все шарики вместе взятые.
Руджеро Бертелли, профессор анатомии Сиенского университета, проводил параллельные исследования и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более современной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты были вновь подтверждены.
Таким образом, Причащение – это не просто возможность соединиться с Богом и принять в себя часть исходящей от Него духовной энергии. Как в каждом шарике Крови, хранящемся в Ланчано содержится масса всех пяти шариков, так и в каждой частице Даров Святого Причастия содержится весь Иисус Христос.
Из истории Церкви известно, что первые христиане причащались ежедневно, затем, постепенно, нормой стало причащение четыре раза в неделю, потом по воскресеньям и праздникам, потом во все посты (то есть 4 раза в году). В наше же время многие люди, считающие себя православными христианами, не просто не причащались ни разу в жизни, но, оказывается, ничего не знают о Таинстве Святого Причастия. Божественную Литургию они воспринимают как автоматическое повторение священниками непонятных молитв, ничего не значащий ритуал, мешающий им исполнить «главную обязанность» христианина – «поставить» пару свечек и попросить Бога или какого-то святого выполнить их желание. Люди не догадываются, что каждая Литургия - это повторение земной жизни Иисуса Христа, во время которой он снова и снова приносится в жертву за все человечество.
Рассказывая о Евхаристии нельзя не остановиться на отношении крестных родителей и их крестных детей. Участвуя в Таинстве Крещения человек, прежде всего, берет на себя ответственность за духовное воспитание своего крестника, и именно крестный отец или крестная мать должны отвести ребенка на его первое причащение.
Сила, получаемая человеком, принимающим Святое Причастие, велика и непостижима. Все подвижники и святые Православной церкви, в том числе и те, о жизни которых мы рассказывали на страницах нашей газеты, совершали большинство своих чудесных исцелений именно причащением больных. В тех же случаях, когда выздоровление происходило по молитвам праведников, исцелившимся указывали на необходимость немедленно причаститься Божественных Тайн, чтобы не допустить повторения болезни.
Не все больные полностью исцеляются после причащения. Для духовного развития некоторых людей необходимы болезни, «вырывающие» их из «водоворота» современной жизни и дающие время задуматься о Вечном. Но даже у них принятие Святого Причастия облегчает страдания и укрепляет терпение.
Не все умирающие выздоравливают после причащения, некоторые люди все равно уходят в другой мир, но перед этим обретают душевный покой, необходимый для этого путешествия. Те же, от кого Бог еще ожидает добрых плодов, возвращаются к жизни.
В книге св. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» он говорит о Таинстве Св. Причащения, что Тело и Кровь Христовы столь всесильны, что могут простить, исцелить и спасти даже того, кто причащается без должной подготовки и несознательно. «…случаи быстрого выздоровления больных после причастия Божественных Тайн — неисчислимы от множества. Как же после этого христиане боятся пригласить священника к больному, чтобы, как они думают, не испугать больного мыслью скорой смерти, и допускают его таким образом таять в своей болезни и оставаться без утешения христианского, без источника бессмертия - святого Тела и Крови Христовой… Не бояться надо святых Тайн, а желать всею душою причастия их в самом начале болезни всякому больному и прежде всякого лекарства врачебного принимать это Божие врачевство! И самим так надо поступать, и другим советовать так же делать. Тогда болезни наши самые жестокие проходили бы очень скоро и не стали бы томить нас в постели, не стали бы нам надоедать многоразличными лекарствами, деньги на врачей и лекарства остались бы дома и могли бы быть употребляемы в пользу бедных людей или на наши необходимые нужды. Не отвергаю я врачей и естественных средств врачевания – нужны врачи. Господь даровал их и врачебные пособия Господь указал, но они должны быть употребляемы после принятия Животворящего Чудного Врачевства; вначале же тогда только должно употреблять лекарство, когда болезнь приключается вдруг и не терпит отлагательства во врачебной помощи».
Божественная Литургия, во время которой можно принять Святое Причастие, проходит в каждое воскресное утро во всех Православных храмах. Желающим причаститься надо начать готовиться (говеть) за несколько дней до этого. В подготовку входят пост, воздержание, ежедневное чтение утренних и вечерних молитв. В субботу, накануне, необходимо сходить на вечернюю службу, исповедаться у священника (допускается исповедь во время воскресной Литургии) и прочитать покаянный Канон и Канон ко Причащению. С утра и до принятия Причастия нельзя курить, есть и пить (даже воду). Детям до 7 лет можно причащаться без исповеди и поста. На желающем причаститься обязательно должен быть одет нательный крест. Ни в коем случае нельзя причащаться дважды в один день.