19 апреля празднуется память (как это – празднуется память? Может, просто «День памяти») замечательного русского святого XX века — подвижника и исповедника Православной веры Севастиана Карагандинского.
Преподобный Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 10 ноября (28 окт.) 1884 г. в Орловской губернии в бедной крестьянской семье. В 1909 г. Он приезжает в Оптину Пустынь (известный монастырь), где становится келейником старца Иосифа. Находясь при старце, Стефан обрел в нем великого духовного наставника, а после его смерти перешел под духовное руководство старца Нектария. Отец Нектарий за мягкосердечие и сострадательность называл Стефана «Летом» и посылал его для утешения, когда народ в долгом ожидании встречи со старцем начинал унывать и роптать. Так Стефан напитывался благодатным духом Оптинского старчества.
23 (10) января 1918 г. декретом СНК Оптина Пустынь была закрыта, но монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Все жили под страхом ареста, тюрьмы, смерти. В 1923 г. в монастыре начала работать ликвидационная комиссия, церковные службы прекратились, монахи постепенно выселялись. Вскоре был арестован и выслан в Брянскую губернию старец Нектарий. О. Севастиан вместе с братией перебрались в Козельск и часто навещали старца в его изгнании. В 1927 г. епископом Калуги о. Севастиан был рукоположен в иеромонаха. 29 апреля 1928 г. умер старец Нектарий. Выполняя благословение старца, о. Севастиан служил на приходе в Козельске, в Калуге, а затем получил назначение в г. Козлов в Ильинскую церковь, где служил до 1933 г. вплоть до своего ареста. Уже тогда у батюшки начал проявляться дар прозорливости. Однажды инокиню Шамординского монастыря Февронию, определенную им в домохозяйки, стали донимать мысли: «Зачем я сюда приехала? Батюшка такой же, как все батюшки, работа такая же..» Тут подошел к ней о. Севастиан: «Зачем ты ко мне приехала? Я такой же, как все батюшки». Монахиня попросила прощения и осталась рядом с прозорливым батюшкой, не покидая его и в годы заключения.
На допросах в ОГПУ о. Севастиан честно высказал свои взгляды: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».
Батюшке вынесли обвинение — 7 лет трудовых лагерей, и отправили в Тамбовскую область на повалку леса. Там, по слабости здоровья о. Севастиан работал хлеборезом, затем сторожем складов, а в последние годы возил на быках воду. В тяжелейших условиях он продолжал нести молитвенный труд и никогда не нарушал посты. Многих в лагере он привел к настоящей вере в Бога, были у него в зоне и духовные дети, удавалось даже исповедовать и причащать. Заключенные и лагерное начальство любили Батюшку. Злобу и вражду побеждали любовь и вера, которые были в его сердце. Через год о. Севастиан был переведен в Карагандинский лагерь в поселок Долинка, куда прибыл 26 мая 1934 г. В апреле 1939 г. Батюшка был освобожден из лагеря.
Перед войной он ездил в Тамбовскую область, но снова возвратился в Караганду, в тот удел, который был назначен ему Господом. В военные и послевоенные годы Караганда была голодным городом. Население в те годы составляли прикрепленные к угольным шахтам спецпереселенцы и бывшие узники. Объясняя свое решение остаться здесь навсегда, Батюшка говорил: “Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя… Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина”.
В небольшой церкви, устроенной в доме, где он проживал, о. Севастиан тайно совершал Литургию. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. Местные жители полюбили Батюшку, поверили в силу его молитв и приглашали его к себе. И хотя разрешения на совершение треб (крещения, отпевания, венчания, исповеди) не было, он ходил безотказно, постоянно рискуя навлечь на себя неприятности. К светлому, любящему, ко всем ласковому и доступному батюшке в Караганду со всех краев съезжались духовные чада.
Преподобный Севастиан часто помогал людям своей тайной молитвой. Он считал, что очень важно прикладываться к иконам и ставить свечи. Иногда он звал к себе кого-нибудь из своих духовных детей или прихожан и давал пучок свечей. Иной раз большой, иной раз меньше. И говорил: "Молись и ставь свечи почаще". То ли угрожало что человеку, то ли он видел, что редко тот свечи ставит. Часто потом раскрывалось объяснение этому. Батюшка всегда и во всем учил полагаться на волю Божия Промысла. Он, также, любил природу и жалел животных.
В 1946 г по благословению старца Севастиана верующие подали в местные органы власти заявление о регистрации религиозной общины. В ответ пришло распоряжение: “Запретить священнику Севастиану Фомину службы в самовольно открытом храме”. Только в 1955 году был привезен из Москвы документ о регистрации религиозной общины. Под руководством батюшки жилой дом переоборудовали в храмовое здание, и на Вознесение освятили церковь в честь Рождества Богородицы, где он был настоятелем до своей кончины.
Наступил Великий пост 1966 г. Батюшка был уже очень слаб, никого не принимал. В конце поста ему стало плохо. Когда его духовник, отец Александр, сказал: “Батюшка, поживите еще. Вы нужны не только нам, в Караганде, но и всей Православной Церкви”, - тот ответил тихо и спокойно: “Меня уже ждут там”. На Всенощную Радоницы о. Севастиана носили в церковь. Батюшка радостно принял о. Иоанна, прилетевшего вечером из Мичуринска: «День какой хороший!.. Усопшим так нужны, так дороги молитвы за них живых… За все слава Богу! Слава Богу за все!» Ранним утром Радоницы благодатный старец блаженно почил.
22 октября 1997 года были обретены его нетленные мощи, которые старца покоятся в настоящее время в кафедральном соборе г.Караганды. Тогда же, в октябре 1997 года преподобный старец Севастиан Карагандинский поместно прославлен в лике святых, а в августе 2000 года на Архиерейском Соборе — в сонме святых новомучеников и исповедников Российских.
Наставления преподобного Севастиана Карагандинского
Тогда может быть покой, когда пропоют: "Со святыми упокой". А до этого не ищи покоя до самой смерти. Человек рождается не для покоя, а для того, чтобы потрудиться, потерпеть ради будущей жизни (покоя). Здесь мы странники, пришельцы, гости. А у странников нет покоя в чужой стране, в чужих делах. Они, ступая шаг за шагом, идут вперед и вперед, чтобы скорее достичь родного отечества, то есть дома Божия, Царствия Небесного. А если здесь, в земной юдоли скорбей, в мире удовольствий, замедлить, то вечер (то есть закат дней) незаметно подступит и смерть застанет душу не готовой, без добрых дел, и времени их сотворить уже не будет. Смерть неумолима! Ни один богач богатством, ни сребролюбец деньгами, ни богатырь силою, ни царь, ни воин не могут откупиться от смерти, и никто из них не может взять с собою ничего, приобретенного ими. Наг человек родился, наг и отходит. Только вера, добрые дела, милостыня идут с ним в будущую жизнь, и никто не поможет: ни друзья, ни родные.
* * *
Болеть нам необходимо, иначе не спасемся. Болезни - гостинцы с неба.
* * *
«... Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретете».
* * *
Заходя в автобус, самолет, легковую машину и т.д., необходимо молча перекреститься, не взирая ни на кого, даже на смех других.
* * *
На иконах благодать Божия. Они защищают нас от темной силы. Они - помощь нам от Бога. Есть особые святыни, где накопляется благодать Святого Духа. И иконы есть особые во славе благодати, намеленные веками - чудотворные иконы. Иконы, как ручейки, от Господа несут нам благодать. К иконе надо относиться с благоговением, любовью и благодарностью Богу".
* * *
Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно.
* * *
За несоблюдение без причины постов, придет время - постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи.
* * *
«…Я всех вас прошу, чтобы вы утешали друг друга, жили в любви и мире, голоса бы никогда друг на друга не повысили. Больше ничего от вас не требую. Эта самое главное для спасения. Здесь все временное, непостоянное, чего о нем беспокоиться, чего-то для себя добиваться. Все быстро пройдет. Надо думать о вечном».