В 2002-2003 гг. в научных кругах широко обсуждались исследования руководителя лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ им. В. М. Бехтерева, доктора биологических наук, кандидата медицинских наук Валерия Борисовича Слёзина. В лабораторию приглашали православных священников, католических ксендзов, последователей ислама и записывали их энцефалограмму. Сначала записывался фон, затем они читали стихотворения, потом читали (про себя) молитву. В ходе экспериментов было сделано открытие — при чтении молитвы появлялось сознание как бы вне мозга. На аппарате это выглядело следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от восьми до тридцати Герц. Когда же обследуемые погружались в молитвенный экстаз, то происходило замедление ритма биотоков до частоты трех Герц. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии. Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов и наблюдаются только у младенцев до трех-четырех месяцев. То есть эти люди становились в буквальном смысле слова как младенцы. А помолившись, добровольцы возвращались к прежнему ритму электрических импульсов коры их головного мозга. Эти нейрофизиологические процессы происходят одинаково вне зависимости от того, какую молитву читает человек — православную, католическую или мусульманскую.
До сих пор наука знала три состояния мозга — бодрствование, быстрый и медленный сон. В своем интервью Валерий Борисович Слёзин говорит: «Известно, что при бодрствовании в мозгу преобладают быстрые ритмы биотоков, что наблюдается и при сновидениях во время так называемого быстрого сна. Однако, наряду с «быстрым», есть еще и «медленный сон», при котором преобладают медленные ритмы биотоков. Закон симметрии требует: раз существует «медленный сон», должно быть и «медленное бодрствование». И действительно, оно есть — это молитва. «Молитвенное» бодрствование, когда мозг находится в «младенческом» состоянии, необходимо нам так же, как и остальные состояния. Если оно отсутствует в жизни, то нарушается гармония в организме и появляются болезни. Недаром в Евангелии
сказано: будьте, как дети, и спасетесь. А во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами, человек расслабляется, перестает думать о болезни, и, самое главное, он избавляется от страха перед заболеванием! Верующие молитвой снимают фобии, тем самым повышая свой иммунитет. Кстати, по статистике, среди больных раком в неоперабельной стадии верующие живут на пять лет дольше. Только верить и молиться надо по-настоящему, — говорит профессор, — истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет».
В Православии молитва — это осознанное обращение к Богу, или обращение к Нему через прошение к Его святым, которые являются нашими посредниками при общении с Богом. Молитва есть проявление действия веры в человеке, его важнейший духовный труд, пища для души. Без этой пищи душа, а за нею и весь человек гибнет. Господь дал нам свободу, и поэтому не может насильно тащить нас к спасению, ждет нашего свободного обращения к Нему, чтобы, откликнувшись на наш зов, подать нам помощь. Но если мы, занятые мирской суетой, не обращены мыслью к Богу, то сами и виноваты в том, что препятствуем Богу спасать нас, лишаем себя Божией помощи.
Упомянем и о важнейшем обстоятельстве, забываемом иногда в суете: не бывает молитвы, если нет любви к Богу и ближнему: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1Кор.13: 2). И это «ничто» не способно молиться.
Народная мудрость гласит: на Бога надейся, но сам не плошай! И Святая Православная Церковь не устает напоминать нам, что три главных дела лежат в основе нашего спасения — молитва, добрые дела и честный труд.