Старец Захария.
Родился старец 2 сентября 1850 г. в Калужской губернии в семье богатых крестьян. При крещении мальчику дали имя Захария. Кроме Захария, в семье было ещё 10 детей. Родители Захарии были верующими людьми. Отец часто ходил в церковь и усердно молился, однако имел большой недостаток: здорово пил и в пьяном виде ругал жену. Мать Захарии ничего для неимущих не жалела, всем старалась помочь: бедным еду давала, путникам – ночлег, односельчанам - советы. И сына она воспитала так, чтобы более всего привить ему желание помогать всем бедным и страждущим, чем только он сможет. Впоследствии, когда Захарушка стал старцем, он рассказывал, как, разговаривая с бесом, он спросил его: «Есть ли у вас в аду христиане?» — «Как же, — отвечает бес, — и твой отец был, да ты отнял его своими милостынями, творимыми за его душу, и молитвами». — «А мать?» — «Мать не была, она всю дорогу кусками хлеба забросала, мы не видели, где она прошла, хотя мы зорко смотрели».
В детстве ребята любили кроткого Захарию за его доброе сердце и прозвали его «попом». «Мы на поле церковь выстроим, и ты, Захар, будешь нашим попом и венчай нас», — говорили ему молодые друзья. Часто молодой Захария уходил из дома в лес, чтобы уединиться и помолиться. Мать, конечно, беспокоилась, и наконец решила пойти к местному священнику Алексею, одаренному Господом прозорливостью, чтобы поговорить с ним и попросить совета. О.Алексей помолился, и открыл ему Бог будущее Захарии. Сказал он матери: «Не плачь, твой сын на радость тебе будет, но не кормилец: он будет монах и доживет до глубокой старости».
Приняв монашество по благословению преподобного Амвросия Оптинского, Захария некоторое время находился в Белых Берегах, был келейником у отшельника старца Даниила. Тяжело заболев, Захария дал обет поселиться в Троице-Сергиевской Лавре у преподобного Сергия Радонежского. Когда послушник Захария прибыл из Белых Берегов в Гефсиманский скит, где жил знаменитый старец преподобный Варнава, он увидел толпу паломников. Но вот о. Варнава вышел и, обратясь к толпе, сказал: «Где тут лаврский монах, иди-ка сюда». Никто не откликался на зов, так как в толпе не было лаврских монахов. Старец сошел по лесенке вниз и говорит: «Дайте, дайте пройти лаврскому монаху». Подошел к юному послушнику, взял Захарию за руку, ласково говоря: «Ну иди, иди в мою келию».— «Я не лаврский монах; я из Белых Берегов», — возразил Захария. «Ну, я знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в лавре и будешь лаврским монахом». Введя в свою келию обрадованного Захарию, старец благословил его, сказав: «Ты живи у преподобного Сергия и ко мне будешь в Гефсиманский скит приходить».— «А вдруг да меня не примут здесь», — сказал Захария.— «Примут, иди к лаврским воротам, там тебя уже три начальника дожидаются».
До принятия монашества, Захария прошел 20 видов послушания. Где только он не был, чего не терпел: в трапезной был, и пономарем, и свечником, и келейником, и трапезником, все виды монастырских послушаний прошел. Когда же Захария стал старцем, то упоминая время своего послушничества, он всегда говорил: «Слава и благодарение Господу за все, за все».
При пяти наместниках жил Захария в лавре. При о. Анатолии он поступил и имел в то время послушание стоять у мощей преп. Сергия Радонежского. При наместнике о. Леониде о. Захарию 4 апреля 1897 г. постригли в рясофор с именем Зосимы, как писал ему об этом о. Андрей и как предсказал ему старец Варнава, что «не пройдет и года, как он получит мантию», и, действительно, 9 марта о. Зосима был облачен в мантию.
Так в Троице-Сергиевой Лавре появился новый старец. Его духовные чада заметили, что он обладает духовными дарами прозорливости и благодатных исцелений. Однажды один старый священник пришел к нему на исповедь, и очень трудно было ему открыть все, что мучило его. Захария начал перечислять грехи его и говорит: «Вот сколько у меня грехов и какие, ну ведь и у тебя те же грехи, кайся и я отпущу тебе их». Священник был поражен. Старец перечислил все его грехи, и, чтобы прикрыть свою прозорливость, сказал: «Вот какие у меня грехи...».
В послереволюционные годы большинство людей в России отвернулись от Бога и погрязли в грехах. Были среди них и монахи. Необходимо помнить, что монашеская одежда, постриг — все это ещё не делает человека монахом. В подтверждение этого, однажды, в один из больших праздников во время торжественной службы в соборе старцу Захарии явилась Царица Небесная, окруженная четырьмя великомученицами. Выйдя из Царских врат она взглянула грустными глазами на толпу молящихся в церкви лаврских монахов, и сказала: «Здесь монахов нет, кроме этих трех-четырех», — и указала на старца Захарию и еще трех человек.
О. Зосима, в схиме о. Захария, дожил до глубокой старости и пережил почти всех своих современников, да и в монастыре Святой Троицкой лавры он жил дольше всех. Когда во время гонений на церковь всех монахов разогнали, о. Зосима не уходил из монастыря и вышел оттуда последним. Когда старец остался один, он ещё долго молился за всех монахов о России. В Москве старец поселился у своей духовной дочери, и снова сотни верующих приходили к прозорливому старцу за советом. Пришла как-то к нему старушка со своей родственницей, здоровой и цветущей девушкой. Вдруг старец говорит девушке: «Ты завтра приобщись святых Христовых Тайн, а я исповедую тебя. А сейчас иди и вымой мне лесенку, она, правда, почти чистая, но на каждой ступеньке вспоминай свои грехи и кайся. А когда будешь вытирать, вспоминай все хождения душ по мытарствам». Когда девушка ушла мыть лесенку, ее родственница с удивлением спросила старца: «Зачем же ей причащаться завтра, ведь не пост, она не готовилась здоровье ее цветущее, она и после поговеет». «Завтра поймешь, почему ей нельзяоткладывать Причастия. После ранней обедни сама придешь ко мне, тогда и поговорим».
Когда девушка вымыла лесенку, старец ее исповедал, отпустил ей грехи за всю ее жизнь и так ласково, ласково, с отеческой любовью глядел на нее. На другой день девушка причастилась, чувствовала себя прекрасно и радостная пришла домой. Присела на стул и как бы заснула. Господь взял ее душу безболезненно и мгновенно. Ошеломленная ее кончиной, старушка прибежала к старцу и застала последнего за молитвой за новопреставленную. Он утешал старушку: «Ну, что же ты, я знал ведь, что Господь ее возьмет, потому и благословил ее спешно причаститься».
Перед смертью 15 июня (по старому 2 июня) 1936 г. старец в утешение своим духовным детям сказал: «Чада мои, я после смерти буду гораздо более жив, чем сейчас, так что не горюйте после моей кончины, бойтесь излишней печали — она может приблизить вас к унынию... Помните только крепко, что ваше старание стяжать Духа Святого, ваша любовь к Спасителю, Господу Иисусу Христу, и старание исполнить все Его заповеди, ваше трепетное благоговейное преклонение пред Богом Отцом в страхе и величайшем смирении, радостью будет наполнять все сердце мое, ведь я же ваш духовный отец. Благословляю вас всеми силами стараться достичь этого». После чего молча благословил всех и закрыл глаза.
Духовные поучения старца Захария
«Не стремитесь вы к богатству, не ищите ничего на этой земле. Отдай душу в ад — будешь богат. Живите честно и помните, что нет у нас здесь постоянного града, но грядущего взыскуем».
«Берегите совесть свою, она есть глас Божий - голос Ангела Хранителя. Нельзя не заботиться о своей совести, ибо можно и потерять ее, она может стать сожженной, немощной, и тогда не будет она голосом Божиим.».
«Перед лицом Господа ходите и помните, что каждый ваш добрый поступок записан Ангелом хранителем, приставленным к вам Господом, а каждый грех – темною силой. Ничего нельзя сделать такого, чтобы не стало явным. Кайтесь же, пока не поздно, смиряйтесь и спасите душу свою.»
«Помните, что Бог дал нам свободу и насильно Он не берет к Себе никого. Надо проявлять усилие в воле своей, чтобы получить в сердце своем благодать Святого Духа. Если бы Бог не дал нам свободы, Он бы уничтожил путь веры и привел бы к Себе всех путем принудительного знания. Не говорите, как некоторые невежды говорят: «Докажи нам существование Бога, и тогда мы поверим...». Тогда не будет веры, если доказать, а будет принудительное знание и не будет тогда дороги к спасению. А когда в сердце свободно совершен акт веры, тогда Бог дает такие доказательства истинности веры, которые несравненно выше всех научных доказательств.»
Всех духовных детей старец Захария учил почаще обращаться с молитвой к преподобному Сергию Радонежскому, которого он один раз видел наяву: «Свидетельствую моей совестью, — говорил старец, — что преподобный Сергий с воздетыми руками стоит у престола Божия и молится за всех. О, если бы вы знали силу его молитв и любви к нам, то каждый час обращались бы к нему, прося его помощи, заступничества и благословения за тех, о которых болит наше сердце, за живущих здесь на земле родных и любимых и находящихся уже там — в той вечной жизни».
«…не творите милостыни напоказ, Не хвалите себя, как фарисей. Но творите милостыни ежедневно. Пропал для вечности тот день, в который не сотворил милостыни ты, пропал для души твоей. Милостыня помогает нам получить благодать Святого Духа. Блажени милостивии, ибо они помилованы будут. Милостыня может даже из ада извлечь душу грешника. Ангел этой добродетели безгласно предстоит пред престолом Господним и вопиет в сотворившем милостыню».
«Без благословения Царицы Небесной, дети мои, ничего не начинайте делать. А закончив дело, опять благодарите Ее, нашу скоропослушницу и помощницу во всех делах благих».
«Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает. Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется её творить, всё внимание поглощают разные желания и страсти...»
Старец часто повторял: «В чем застану, в том и сужду.» Это он говорил для того, чтобы мы никогда не забывали и смертного часа, ибо в любой миг можем быть позваны в вечность и потому всегда должны к этому готовиться.
Старце Захарие, моли Бога о нас!