Великий пост, который длится 7 недель и готовит верующих к самому главному христианскому празднику – Воскресению Христову, или Пасхе. Предпасхальный пост (так же как и еженедельные постные дни среда и пятница) – самый древний в христианской Церкви. Состоит он из святой Четыредесятницы (сорока дней, с которых начинается пост) и Страстной Седмицы – времени, когда Церковь вспоминает последнюю неделю из земной жизни Иисуса Христа до его Воскресения.
Великий пост восходит к апостольским временам и был учрежден в подражание сорокадневному посту Спасителя, а также сорокадневному посту пророка Моисея и посту пророка Илии. Вместе с этим в древней Церкви Великий пост был временем интенсивной подготовки так называемых «оглашаемых» к принятию Святого Крещения. В течение всего Великого поста готовящиеся ко Крещению слушали «огласительные» поучения епископа, возглавлявшего местную церковь. В этих поучениях епископ объяснял уверовавшим, но еще не принявшим Крещение христианам, основные истины евангельской веры. «Оглашаемых» крестили только после того, как они усвоят эти необходимые истины, и приурочивали массовое крещение к дню Пасхи.
Но позже, примерно к шестому веку, когда взрослое население Византии практически полностью стало христианским, в Церкви начинает преобладать крещение младенцев. Вместе с этим меняется и смысл Великого поста: вместо подготовки ко Крещению он начинает переживаться как время особого покаяния тех, кто уже крещен, в качестве необходимой подготовки к пасхальным торжествам.
Смысл христианской Пасхи как личного перехода каждого человека (через Церковь и в Церкви) из рабства страстям и из плена сатаны к свободе «сынов Божиих» заключается в борьбе, которую мы ради преодоления этого пути принимаем на себя во время святой Четыредесятницы. Этот переход- преодоление достигается покаянием, как проповедал его Мессия-Христос в Своей первой проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Кроме того, покаяние - это «второе крещение», оно отождествляется с «усилием поста» во время Четыредесятницы.
Подготовительные недели
Великому посту предшествуют три подготовительных недели, во время которых в Церкви за богослужением читаются отрывки из Священного Писания (притчи Иисуса Христа о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о страшном суде), способствующие правильному пониманию предшествующего поста и дающие необходимый «настрой». Кроме этого, подготовительные недели имеют особенности и в отношении пищи.
Первая неделя (в этом году с 18 по 23 февраля) – так называемая «сплошная»: обычный пост в среду и пятницу отменяется, во все дни недели устав разрешает любую пищу.
Во вторую неделю, так называемую Мясопустную (с 25 февраля по 1 марта), среда и пятница – постные дни, а в остальные дни разрешается вкушать любую пищу. Воскресенье, идущее вслед за этой неделей (2 марта) - последний день, когда разрешается мясо.
В третью неделю, «Сырную» (с 3 по 9 марта), во все дни без исключения вкушается все, кроме мяса. В греческой традиции эта неделя называется «белым постом», а у нас «масленицей». Завершаются подготовительные недели Прощеным воскресеньем (9 марта). В этот день после вечерней службы, вступая в Великий пост, верующие просят друг у друга прощения за все, чем могли согрешить перед своими ближними.
Чем питаться в пост?
Великий пост – строгий. Устав, сложившийся в древних православных монастырях Востока, разрешает вкушать только растительную пищу, причем растительное масло и вино – только по субботам и воскресеньям. Рыба разрешается только в праздники Благовещения (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (в этом году 20 апреля). В приходской же практике, принимая во внимание то, что устав регламентирует только, монашескую жизнь, масло и вино разрешаются во все дни, а некоторые духовники разрешают и рыбу по субботам и воскресеньям. Кроме этого, пост может быть ослаблен или даже полностью отменен по причине слабости или болезни, во время беременности и периода кормления грудью, при занятиях тяжелым физическим трудом и в других случаях по рассуждению и благословению духовника.
Следует, однако, помнить, что само по себе воздержание в пище – это еще не пост, равно как и воздержание от увеселений, праздности и пр., рекомендуемое в этом время вместе с ограничением в пище. Пост должен иметь и положительное содержание. Во время поста рекомендуется большее внимание, чем обычно, уделять молитве, чтению Писания, деламмилосердия и помощи ближним.
Как провести пост?
О том, как правильно настроить себя на Великий пост, пишет замечательный богослов ХХ века отец Александр Шмеман: «Серьезное отношение к посту означает, прежде всего, что мы отнесемся к нему, по возможности, на самом глубоком уровне нашего сознания — воспримем его как духовный призыв, требующий ответа, решения, постоянного усилия. Лучший и самый легкий способ для этого — отдаться руководительству Церкви, хотя бы размышлением над Евангельскими чтениями, которые Церковь предлагает нам в течение недель, предшествующих Великому посту. Эти Евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но принести их с собой «домой» и сопоставить с моей жизнью, моим семейным положением, моими профессиональными обязанностями, моей заботой о материальной стороне жизни, моим отношением к определенным людям, с которыми я живу».
Важно участвовать в совершенно особых великопостных богослужениях, помимо субботних и воскресных дней. Прежде всего, стоит пойти на вечерню в Прощеное воскресенье (перед этим наведите справки: в некоторых храмах эту вечерню для удобства прихожан совершают сразу после литургии, то есть около полудня). Также очень важными являются вечерние службы с понедельника по четверг первой недели поста – в эти дни читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского, как нельзя лучше «настраивающий» нас на светлое покаянное настроение. Хотя бы один раз за весь пост стоит пойти на Литургию Преждеосвященых Даров, которая совершается каждую среду и пятницу в течение первых шести недель поста, а на Страстной Седмице – в понедельник, вторник и среду.
10 правил для Великого поста
1. Нет поста без пощения. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно прочего следует уточнить с духовником в Церкви. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до Пасхи.
2. За пост нужно прочесть все четыре Евангелия, читая понемногу, но каждый день.
3. Отказаться от всех лишних встреч, дел - всего, что рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать такие, которые не нарушали бы мир души.
4. Ежедневно читать молитву Ефрема Сирина, сосредотачиваясь мыслью на словах.
5. Ежедневно посвящать хотя бы 10 минут - пять минут утром и пять минут вечером - молитвенным размышлениям. Главное - не пропустить ни одного дня Поста.
6. После пятиминутного размышления надо посидеть или постоять молча и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с этой тишиной в сердце приступить к делам, стараясь сохранить ее «звук» как можно дольше.
7. Все воскресные дни обязательно посещать Литургию, не опаздывая к службе. Частота причащения устанавливается вместе с духовником, но несколько раз за время поста причаститься нужно обязательно, равно как и в день Пасхи Христовой.
8. Особенно усилить молитву о других. Не пропускать ни одного случая, когда кто-нибудь болен, в унынии, в трудностях, - немедленно о нем помолиться, сколько хватит сил и времени.
9. Особенно следить за всем, что говоришь: обдумывать и взвешивать свои слова.
10. Остерегаться неравномерности: взлетов и срывов. Следует одергивать себя при приливах излишнего духовного восторга, помня, как часто в нем участвует не дух, а страсть. Это поможет уберечься от провалов.
Подготовил свящ. Андрей Дудченко