Май 05, 2024

Тел: 0-800-504-381

АМФИЛОХИЙ ПОЧАЕВСКИЙ

«Я не на лице дивлюся, а на душу…»

 10 декабря  1894 года в украинском селе Малая Иловица, на Волыни,  в многодетной семье Варнавы и Анны Головатюк родился сын, которого назвали Яковом. Его отцу, чтобы прокормить  десятерых детей, приходилось браться за любую работу. Он делал колёса, колодки, сани, кроме того,  больные крестьяне обращались к нему за помощью, как к хорошему костоправу. И маленький Яков часто помогал отцу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости».

В 1912 году Якова призвали медбратом в Царскую Армию. Во время первой мировой войны он попал в плен и был отправлен немцами в Альпы, где пробыл три года. В 1919 году Яков вернулся в родное село и занялся привычной крестьянской работой, периодически помогая больным односельчанам, обращающимся за помощью. Через некоторое время он присмотрел хорошую девушку  и, собираясь жениться, пошел  за благословением к священнику. Однако, побеседовав с настоятелем местного храма, Яков меняет решение и в 1925 году становится послушником в Почаевской лавре. 

Спустя восемь лет его постригут в монахи с именем Иосиф, а в конце своей жизни он примет схиму, станет Амфилохием Почаевским  и за многочисленные подвиги и чудеса будет после смерти причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

В трудолюбии и смирении исполнял Иосиф возлагаемые на него послушания –  делал сани, колёса, пел на клиросе, а ночам горячо и подолгу молился... Постоянно  смиряя свою плоть постом и бдением, он умерщвлял плотские желания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в "руководство духом". Проводя дни и ночи в труде и молитве отец Иосиф возрастал духом, превосходил от силы в силу и со временем получил от Бога дар прозорливости и исцелений.

Позже он вспоминал, как вначале Великой Отечественной войны, отдыхая в послеобеденный час на покосе, вдруг ясно услышал немецкую речь, топот ног и лязг оружия. Встрепенувшись, осмотрелся, - вокруг никого. Удивился, что бы это могло быть, и понял лишь к вечеру, когда немцы вступили в Почаев. Так, впервые, Господь открыл отцу Иосифу будущее как настоящее, и, с тех пор, он знал, по его собственным словам: "хто до мене їде чи йде, що у нього болишь і скільки йому жити".

Продолжая исполнять различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных, особенно прославившись как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, и он бесплатно принимал всех, облегчая страдания телесные и  духовные. Смиряясь и избегая суетной человеческой славы, он старался всячески скрывать свои исцеления и повторял: "Ви думаєте, що я святий. Я грішник! А зцілення ви отримуєте по своїх молитвах і по своїй вірі".

В начале 60-х годов, во время хрущевских гонений на Церковь, советская власть, проводя в жизнь атеистические программы, решила превратить Почаев в "коммунистический поселок" с музеем атеизма в Лавре. Осенью 1962 года по приказу сверху десяток милиционеров пришли отбирать у монахов Троицкий собор. Начальник милиции уже отнял у наместника Лавры ключи от собора, когда к ним подошел отец Иосиф. Возле храма было многолюдно. Старец неожиданно вырвал из рук начальника связку ключей и сказал милционерам: "Архієрей - хазяїн Церкви! А ви? Геть звідси!"  После чего обратился к присутствующим местным жителям: "Люди, гонітъ їх!" Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бежали из Лавры.

Советская власть не могла простить этого инцендента и через несколько дней отца Иосифа принудительно госпитализировали в Тернопольскую областную психиатрическую больницу. По словам старца, там ему вводили лекарство, от которого распухало все тело и трескалась кожа. Люди, узнав, где находится отец Иосиф, начали писать главному врачу больницы письма с просьбой выпустить старца, который незаконно содержится с душевнобольными, тогда как сам может лечить таковых. Как-то, спустя  три месяца в палату к отцу Иосифу вошел санитар, и предложил пройти в кабинет главного врача. В кабинете, где были и другие врачи, ему предложили сесть и спросили:

- Можете ли вы лечить тех больных, которые находятся в нашей больнице?

- Можу.

- Тогда вылечите их!

- Добре – сказал отец Иосиф предложил отпустить его в монастырь или послать туда кого-нибудь, привезти святое Евангелие, крест и облачение (ризу, епитрахиль, поручи), чтобы он смог служить водосвятные молебны и бесы сами уйдут. И еще добавил, что через две недели ни одного больного здесь не останется (их было более 500 человек).

- Нет! Вы нам без молебнов лечите – сказала администрация больницы.

- Так неможливо вилікувати.

- А почему?

Старец ответил, что когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Оружие же на невидимого врага - святой крест, святое Евангелие и святая вода!

Отца Иосифа отвели в палату. После этого случая еще несколько раз приезжали комиссии, задавали циничные вопросы  и оставляли батюшку в психиатрической клинике. Мучения отца Иосифа закончились когда о его заключении узнала Светлана Алилуева, дочь Сталина. Ей  удалось освободить старца в благодарность за то, что он раньше исцелил её от душевной болезни.

Осенью 1965 года отец Иосиф поселился у племянницы Анны, которая жила в его родном селе Малая Иловица в новом небольшом доме. Во дворе он устроил высокую голубятню, а под ней маленькую часовню, перед которой служил молебны и освящал воду.

Старец говорил, что по милости Божией заранее знает о больных, которые должны к нему приехать, и иногда выходил встречать тяжелобольных ночью в непогоду. Он по прежнему не брал с них деньги, и лишь изредка принимал пожертвования, которые тут же раздавал.

      Исцеляя различные недуги, отец Иосиф  говорил, что 50 % больных исцеляются, а 50 % уезжают от него не исцеленными - Богу это не угодно, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души.

      Так родители одного трехлетнего глухонемого мальчика попросили отца Иосифа исцелить его. Старец велел дать ребенку лежавшее на тарелке моченое яблоко. Родители сказали, что мальчик не любит моченые яблоки. Но тот с удовольствием съел все яблоко. Потом отец Иосиф спросил что-то мальчика, тот ему ответил, и после этого начал слышать и говорить.

А другие родители привезли двоих своих глухонемых сыновей и слезно просили помочь их горю. Но старец посоветовал отдать сыновей в школу глухонемых. Родители продолжали умолять, и тогда батюшка  Иосиф строго спросил отца глухонемых сыновей, хулил ли он Бога. Тот опустил голову и горько заплакал. "От і тепер твої діти будутъ все життя мовчати - то тобі кара від Господа".

Однажды к монаху приехал первый секретарь Тернопольского обкома партии, у единственного девятнадцатилетнего сына которого на ноге обнаружили саркому. Старец Иосиф, осмотрев больного, попросил оставить юношу на две недели и предупредил, что лечить будет только молитвой. Велел надеть ему крестик и ежедневно по утрам приходить на водосвятный молебен, пить святую воду и вкушать благословенную трапезу. Юноша все благоговейно исполнял  и спустя две недели саркома бесследно исчезла. После этого благодарный отец распорядился выделить маршрутный автобус Кременец - Малая Иловица.

Выше было сказано об особом даре отца Иосифа –  изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так, что часто проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. В его молельне на полу, застланном соломой и покрывалами, постоянно спали больные, одержимые злыми духами. Сонные, среди ночи они бормотали: "Проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!...". Батюшка по ночам плотно завешивал окна черными занавесками и в полной схиме, с зажженным ладаном в руках,  творил молитву, которую чувствовали и не терпели бесы в спящих  бесноватых людях.

Однажды, после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келий к народу. Вдруг вышел и поприветствовав всех словами пророка Исайи: "С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!", начал рассуждать о причинах, приводящх стольких многих людей к нему. Главная из них кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще со школы. Учеников не пускают ходить в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что 75 % населения - душевнобольные. Неодобрительно относился отец Иосиф и к телевизионным передачам, которые опустошают, скрадывают душу. После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и понудит себя на молитву, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва бывает только в осуждение. Старец посоветовал всем молитвой лечить недуги нынешнего века, и добавлял: "Спастися нелегко, я вам спасіння на голову не покладу – трудіться і моліться самі! Якщо хочете спастися будьте глухі, німі і сліпі".

В 1965  году отец Иосиф был пострижен в великую схиму – высшую ступень монашества с  именем Амфилохий, в честь святителя Амфилохия Иппонийского.

Что чувствовал отец Иосиф в последний год своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось его лицо. В начале осени 1970 года он  с грустью сказал: "А як страшно буде, коли стануть мерзлу землю на гріб кидати"... Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Умер он 1-го января, а хоронили его 4 января 1971 года.

3 апреля 2002 г Священным Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о причислении к лику святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия. А 12 мая 2002 года, во время прославления святого в престольном Успенском храме Почаевской Лавры, в небе над Лаврой появились сотканные из облаков два креста, которые в течение часа могли наблюдать тысячи верующих. Отец Амфилохий как бы показывал, что он находится рядом и готов откикнуться на молитвы тех, кто нуждается в его помощи.

"Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в Православной вере и быть Православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия", -  неоднократно повторял отец Амфилохий.

Отче Амфилохие Почаевский, моли Бога о нас!

 

 При подготовке материала использованы факты из книги «Преподобный  Амфилохий Почаевский: Житие и акафист. Почаев, 2003»