Май 05, 2024

Тел: 0-800-504-381

ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ

Михаил Борисович Максимович, будущий святитель Иоанн Шанхайский и  Сан-Францисский чудотворец, родился 4/17 июня 1896 г. в Харьковской губернии. Родители воспитывали его в благочестии, прививая стремление стоять за истину и горячую любовь к Отечеству и Православию. Уже в детстве мальчик подолгу стоял на молитве, собирал иконы и очень любил  читать жития святых, стараясь во всем подражать им. Михаил хотел посвятить свою жизнь служению Родине – в 1914 году он окончил Полтавский Кадетский корпус, а в 1918 году юридический факультет Харьковского университета. В университете  Михаил начал всё более углубляться в изучение духовной жизни. Позже он вспоминал, что именно тогда местный монастырь и храм стали ему ближе, чем любые светские заведения.

Во время гражданской войны семья Максимовичей была эвакуирована в Югославию, где юноша поступил на богословский факультет  Белградского университета, который закончил в 1925 году. В 1926 г. Михаил становится монахом, получая во время пострига новое имя –  Иоанн.  Первые годы монашеской жизни   он преподает в семинарии сербского города Битоля. С первого дня своего иноческого пострижения о. Иоанн постоянно пребывает в молитве и вкушает пищу раз в день. Он больше никогда не спит лежа на постели –  если засыпает, то в кресле или на коленах под иконами. Уже в то время великий сербский богослов и проповедник Епископ Охридский Николай (Велимирович) однажды сказал, обращаясь к группе студентов: «Дети, внимайте отцу Иоанну! Он ангел Божий в человеческом обличье».

В мае 1934-го года состоялось посвящение иеромонаха Иоанна в епископы с назначением его на Шанхайскую епархию. Прибыв в Китай он сразу же занялся восстановлением церковного единства между русскими, украинцами, сербами, греками и другими православными. При его участии в Шанхае были построены кафедральный собор и Свято-Николаевская церковь. Отец Иоанн ежедневно совершал  Литургию, после чего  обязательно посещал больных прихожан, принимая исповедь и причащая их Святых Тайн. Кроме того он регулярно навещал  заключённых и душевно-больных, его усилиями были организованны дом престарелых и приют для сирот и нуждающихся детей, которых он сам бесстрашно собирал с Шанхайских улиц и трущоб (по разным данным, через приют прошло от 1 500 до 3 500 детей).

Во время японской оккупации владыка объявил себя временным главой русской колонии (после того, как два предыдущих руководителя были расстреляны японцами) и мужественно отстаивал права эмигрантов перед оккупационными властями. С приходом к власти в Китае коммунистов, русские, не принявщие советское гражданство, вынуждены были вновь эмигрировать. Почти  5 тысяч человек из Шанхайской паствы о. Иоанна в 1949 году очутились в лагере беженцев на Филиппинском острове Тубабао. Этот тихоокеанский остров находится на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над ним по нескольку раз год, сметая всё на своем пути. Однако, по молитвам епископа Иоанна  в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тот изменил курс, обойдя остров стороной. Иоанн Шанхайский сам ездил в Вашингтон и добился невозможного –  в иммиграционные законы были внесены поправки и около 3 тысяч человек смогли перебраться в США, а остальных приняла Австралия. Интересно, что практически сразу же после этого на Тубабао обрушился тайфун, уничтоживший все строения.

В 1951 году отец Иоанн был переведен в Париж и назначен епископом Брюссельским и Западноевропейским. Как в Шанхае так и в центре Европы владыка был крайне строг к себе. Он по прежнему принимал пищу один раз в день (в 11 часов вечера), проводил ночи в молитве, и когда силы его истощались, клал голову на пол или находил краткий покой, сидя в кресле, а по утрам, для бодрости, обливал себя холодной водой. Чтобы избежать мирской славы и людских похвал, отец Иоанн временами притворялся юродивым, наставляя людей простотой, находящейся за пределами мудрости мира сего. Кроме того, он  всегда ходил босиком (даже зимой) и донашивал свою рясу до такой ветхости, что та была похожа больше на одежду нищего.

Внешний вид святителя Иоанна был абсолютно непрезентабельным – невысокий, сутулый, правая нога короче левой (в молодости он носил ортопедический ботинок), с выраженным дефектом нижней челюсти ("гугнивость"),  мешавшим понимать его речь.  Но " …сила Божия в немощи свершается, и дана убогим Благодать…" –  Святой Дух, сошедший на о. Иоанна за его веру,  помогал ему проповедовать Православие, пробуждая совесть одних и согревая сердца других. Ещё в Китае у него проявляются прозорливость и дар сильной молитвы. Слава о нём распространилась по всей Европе. Во многих европейских больницах знали об этом епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного, будь тот католик, протестант, православный или кто другой – потому что, когда отец Иоанн молился, Бог был милостив. Однажды, в парижском госпитале православной пациентке стало стыдно перед соседками по палате за пришедшего к ней оборванного и босого епископа. Но когда тот преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовного отца. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети сразу поправляются. Мы зовем его святым». В одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Жан Босой». В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа».

Епископ Иоанн не гнушался совершать службу на том языке, который не был привычным богослужебным, но который понимала его паства. Он способствовал развитию французской и голландской Церквей и, постоянно разъезжая по Европе, служил Литургию то по-французски, то по-голландски, а позднее - по-английски. Именно благодаря ему были восстановленны память и почитание западных святых первых веков.

В 1962 году, из-за трудностей с постройкой нового собора в Сан-Франциско, святитель Иоанн был назначен на Западно-Американскую кафедру, и в 1964 году был возведён величественный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». А спустя два года, 2 июля 1966 года,  великий праведник Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский отошел ко Господу. Скорбь многих людей, любивших великого архипастыря, точнее всего выразил голландский православный священник, сказавший: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: “Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь”».

Сегодня, когда произошел раскол в украинском Православии и кто-то пытается поссорить между собой братские славянские народы духовное наследие отца Иоанна становится особенно актуальным. Он, как и его предок, просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский, родился и провел часть своей жизни на Украине. Оставаясь украинцем, Иоанн Шанхайский был священником и монахом Русской Православной Церкви и русским патриотом. Но, при этом, прилагал все усилия к тому, чтобы показать вселенский характер Православия, которое не является исключительно «русской» верой, и открыто для всех людей, ищущих Истину. Хотя, в то же время не было более строгого ревнителя чистоты Православия, осуждающего расколы и нарушения уставов и служб, чем святитель Шанхайский и Сан-Францисский.

В заключение хочется привести несколько пророчеств отца Иоанна: " Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных проповедников и исповедников. Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасение России и всего мира.

Восстановленная Россия нужна всему миру, от которого отошел дух жизни и он весь колеблется в страхе, как перед землетрясением. Всюду неуверенность, недоверие и бессилие. Говорят о мире, а мира нет и все готовятся к войне. Стремятся устроить всем жизненное благополучие, а жизнь становится все напряженнее и тяжелее. Ищут новых путей жизни и никогда их не найдут, потому что их нет.

Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: "Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам"".

И вся жизнь великого святого Иоанна Шанхайского говорит нам, что бесполезно искать цели и смысл в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить божественную, благодатную, вечную жизнь, а тогда устроится и эта временная, земная.

 «Святый отче Иоанне, моли Бога о нас!» 

Очевидно, в большинстве случаев, Господь жалеет людей, и, зная о том, насколько они слабы, не ставит их перед серьёзным выбором, а Сам направляет их по наиболее спасительному и благодатному Пути. 

Если же всё-таки вы попали в тяжелую ситуацию и не знаете, как поступить, не ищите старцев, которые подскажут правильное решение (они сами появятся в вашей жизни, если это будет полезно для вас). 

В последнее время появляются многочисленные призывы к срочному введению обязательного медицинского страхования на Украине. Безусловно, необходимость реформирования украинского здравоохранения давно назрела. Но, в условиях экономического спада, кризиса исполнительной власти, масштабных бюрократии и корупции, без тщательного  анализа ошибок в подобных программах  других стран и длительного публичного обсуждения, введение обязательного медицинского страхования может только ухудшить ситуацию и привести к коллапсу украинской медицины.