Май 05, 2024

Тел: 0-800-504-381

ПОКАЯНИЕ

Покаяние или Исповедь часто называют «вторым Крещением». После него возвращается чистота души, приобретаемая человеком после принятия Крещения, и теряемая им, вследствие совершения грехов. Прежде чем рассказать об это великом Таинстве, необходимо донести до сознания современных людей значение непонятного для них слова «грех».

Общеизвестно, что при воздействии на организм человека ионизирующего излучения в малых дозах через какой-то промежуток времени его самочувствие начинает ухудшаться. В этом случае необходимо как можно быстрее убрать источник радиации и начать лечение, иначе невидимые и неощутимые лучи станут причиной смертельно опасных заболеваний. Человек погибнет, даже если он не знает о том, что облучение губительно для организма и не верит в существование радиации. Потому-что законы физики действуют независимо от того, как мы к ним относимся.

Если мы отступаем делом, словом или помышлением от заповедей Божиих, то совершаем грех. Мы нарушаем тем самым законы духовного (Горнего) мира, которые действуют столь же бесстрастно и безжалостно, как и законы физики. И возмездие не заставляет себя долго ждать, грехи, как радиация, незаметно разрушают наши душу и тело.

Большинство людей стараются не совершать серьезных проступков, не обращая внимания на собственные ложь, гнев, осуждение и обсуждение ближних, празднословие и сквернословие, лень, объедение и многое другое. Человек с большой раной всегда спешит к врачу, и редко обращает внимания на ссадины. Но, как маленькая царапина может привести к заражению крови, так и малые грехи иногда приводят к серьезным последствиям.

Грехи, образно, сравнивают с кирпичами — чем больше нераскаянных грехов на совести, тем толще, составленная из них, стена между человеком и Богом. Каждый грех вызывает цепочку последующих, более тяжких прегрешений. Когда стена настолько толстая, что человек становится нечувствителен к Божией благодати, он начинает испытывать на себе телесные (болезни) и душевные (уныние, депрессия, раздражительность) последствия грехов. Таинство Исповеди разрушает преграду между Богом и человеком и очищает душу от тяжести накопившихся грехов и от их последствий.

У кого-то может возникнуть вопрос: «Почему нужно исповедоваться в церкви? Не проще ли покаяться дома, ведь Бог повсюду слышит и видит нас?». Появление Таинства Исповеди восходит к земной жизни Иисуса Христа. Явившись апостолам после Воскресения, Он сказал им: «…примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,22-23). Это дарованное свыше право совершать Таинство Покаяния апостолы передали своим преемникам — епископам и священникам, и эта преемственность сохранилась до наших дней. Это означает, что, приходя в церковь на исповедь, мы раскаиваемся в совершенных грехах перед Богом. А священник, будучи человеком, только свидетель, посредник и «провод», по которому сходит Благодать, очищающая человека от грехов, и возвращающая ему душевное и телесное здоровье.

В Евангелии сказано «… Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9: 13). До рождения Иисуса Христа получить Божественную благодать могли лишь праведники — люди, с самого рождения, строго соблюдавшие заповеди Божии. Но также, как одинаково любят родители послушных и непослушных детей, Бог любит все Свои создания. И так же, как родители желают счастливой судьбы всем своим детям, Он дает возможность заслужить Царство Небесное каждому из нас. Именно для этого Бог послал на землю своего Сына, чтобы открыть возможность спасения для всего человечества, призвав нас к Покаянию.

В середине XlX века старец Арсений Минин говорил: «Род человеческий, насколько преуспевает в изобретениях, открытиях и прочих делах века сего, настолько тупеет в понятиях своих о духовной жизни. Разными прихотливыми желаниями человек опутал себя, как сетями и от них не освободится до гроба». Прошло почти двести лет, но слова старца остаются актуальными. Люди уверенны, что та картина, которую создают где-то в глубине головного мозга наши слабые органы чувств, и есть окружающий мир. Мы живем в плену своих желаний, растрачиваем себя по пустякам, не понимая, что Вечная Жизнь находится рядом — в дарованных нам свыше Таинствах Православной Церкви.